Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"
материал

Кивал Наталия Анатольевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_dlya_pedagogov.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города Шимановска»

 

Мастер-класс

для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

 «Развиваем нашу речь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

                                                                                 Подготовила:

                                                                      Воспитатель  МАДОУ № 16

                                                                      Кивал Наталия Анатольевна

 

                                       

                                        г. Шимановск, 2022 г.

     Мастер-класс

для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

 «Развиваем нашу речь»

 

 Цель: повысить  профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста с применением речевых игр и упражнений.

Материалы и оборудование: шарики с шипами, две котельные трубочки, шарик из ваты, футбольные ботинки на пальцы, макет футбольного поля, картинки с изображением эмоций.

Ход мастер-класса

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я  хочу поделиться опытом по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

        Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли.

Для активизации речевого развития детей в НОД и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.

Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Всем известно, что речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра –  это всегда инициатива, фантазия и  конечно же эмоции.

         В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

          Для этого, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.

     Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

        А начать хочу я с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Игра «Эмоции».

           Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

           Так же  для развития артикуляции еще я использую книгу с артикуляционной гимнастикой.

   Ни для кого не секрет, что дыхание играет важную роль в развитии речи. Очень часто у детей, имеющих особенности речевого развитиядыхание развито недостаточно. Такие дети испытывают трудности в произнесении слов со сложной слоговой структурой, фраз, предложений.

Для того, чтобы развить речевое дыхание, на занятиях использую различные дыхательные упражнения: «Потушить свечки»«Подуем на листочки»«Чья птичка дальше улетит»«Помоги жучку взлететь».     Цель которых - научить детей быстро, но в то же время бесшумно, производить вдох и рационально расходовать воздух на выдохе.

Одно из таких упражнений - "Футбол". Суть данного упражнения заключается в том, чтобы забить сильной струей воздуха, направляемой через коктейльную трубочку, легкий мяч или комочек ваты в ворота. Чтобы вызвать у детей интерес к упражнению, я изготовила футбольное поле, похожее на настоящее. Его можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 Для этого  я так же использую игру настольный «Футбол». На пальчики одеваются ботинки и получается пальчиковый футбол.  Игра сделанная своими руками - это интересно, это познавательно.

     Так же в своей работе с детьми использую Су-Джок терапию.

Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (или шишки) сказка «Ежик»
         Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
        И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но  Кроша дома не оказалось: «Наверное он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша.        Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:
- «Куда ты идешь?»
- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»
- «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикасаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Также можно использовать металлические кольцевые пружинки совместно с пальчиковой гимнастикой. Например:

Этот пальчик в лес пошёл       (проговаривая, надеваем пружинку на

Этот пальчик гриб нашёл        на каждый пальчик)

Этот пальчик печь топил,

Этот пальчик суп варил,

Этот пальчик все съел,
    От того и потолстел.

   Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

        И еще я вам хочу предложить  игру на обогащение словарного запаса у детей:

Игра  называется  «Шаги»  (с использованием футбольных ботинок на пальчики)
         С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи.
2 игрока стоят на старте. Через 6-8 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы» и т.д.

       Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...

статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи"

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Игры-пятиминутки, способствующие развитию речевого мышления, ассоциаций, семантических полей и речи детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

  Эти игры не требуют пособий и наглядного материала, не требуют много времени. В них можно играть в ожидании обеда, ужина, окончания дождя, сидя за столом и без него и т.д. Эти игры не то...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...