Опыт работы "«Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников»
рабочая программа

Луткова Марина Валерьевна

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера. Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_lutkova.docx106.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 93»

Миасского городского округа

Тема: «Роль театрализованной

деятельности в развитии коммуникативных

способностей дошкольников»

                                                                                                         

Выполнил: воспитатель высшей

кв. кат. Луткова М.В.

 2022г.

Введение

Единственно настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Л. Сент- Экзюпери

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены, это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа - Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования - ФГОС. Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Сегодня остро ставится проблема - как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных. Задача педагогов по ФГОС: развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

В наше время резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше - читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника - игровая. Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к малообщительному, молчаливому и неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не разговаривают, не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина - отсутствие возможности передавать опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, в одиночестве играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Куклы, роботы, машинки, планшеты и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. И как следствие, малыши плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности.

Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, так же рекомендована в детских дошкольных учреждениях.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства - музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Актуальность

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста.

Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».

Поэтому я поставила перед собой цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, и поставила задачи:

  1.  учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
  2.  способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;
  3.  развивать память, внимание, воображение;
  4.  обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств

выразительности в передаче образа;

  1.  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  2.  поощрять интерес к сценической деятельности.

Теоретическое обоснование работы.

Общение рассматривается науками о человеке как важный фактор психического развития ребенка и взрослого. Оно определяет развитие познавательных возможностей ребенка и взрослого. Общение более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в его развитии (В.А.Феоктиства).

В отечественной психологии и педагогике общение понимается:

  •  Как особый вид деятельности (А. А. Бодалев, 1996, Л.С. Выготский, 1996, А. Н. Леонтьев, 1996, М. И. Лисина, 1987 и др.);
  •  Как процесс отражения воздействующих друг на друга людей (В. Н. Мясищев);
  •  Как одна из сторон социального бытия человека, его образа жизни наравне с деятельностью (Б. Ф. Ломов);
  •  Как относительно самостоятельная наряду с деятельностью, но не равноценная ей сторона индивидуального или общественного процесса жизни (Л. П. Буева) и т.д.
  •  Как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности (Г.М. Андреева и А.А. Кидрон).
  •  Это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность (Р. С. Немов).

Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

«Коммуникация — это замкнутый цикл: то, что вы делаете, оказывает влияние на другого человека, а то, что он делает, оказывает влияние на вас...» (Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор). Поэтому общение и его составляющие (эмпатия, любовь, эмоциональное соучастие) являются предметом изучения не только психологии, но и педагогики, философии, этики, религии.

Формы общения детей дошкольного возраста

Общение - целенаправленный систематизированный процесс социализации и инкультуризации личности, поскольку является началом получения информации об окружающей действительности. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:

  •  Ситуативно-личностное;
  •  Ситуативно-деловое;
  •  Внеситуативно-познавательное;
  •  Внеситуативно-личностное (по М. И. Лисиной).                                                                      

          Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.

          Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

       Общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в его развитии. Нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

         Принято делить общение по типу на непосредственное и опосредованное. В первом случае партнеры непосредственно взаимодействуют и не разделены большим пространством и временем. Происходит общение «лицом к лицу», в котором партнеры выступают одновременно субъектом и объектом коммуникативной деятельности. Во втором случае процесс общения людей друг с другом опосредован - беседы по телефону, письма, электронная почта и т.д.

      В процессе общения выделяются два его вида: деловое - в условиях совместной деятельности и неформальное, основанное на личном интересе к партнеру. Общение как вид человеческой деятельности определяется рядом факторов: индивидуальными особенностями личности (экстраверт, интроверт), предшествующим опытом общения, историческими особенностями, полом и возрастом, культурой семейных отношений, сформированностью эталонов общения и др.

         Решая проблему общения, современные философы, психологи, педагоги уделяют большое внимание средствам общения.

        Средства общения подразделяются на две группы: неречевые (невербальные) и речевые.

       Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, результат воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Так как общение связано с умением ребенка выражать внешне не только собственные эмоции и чувства, но и понимать эмоциональное состояние партнеров, то психология и педагогика стали уделять большое внимание неречевым средствам общения.

 «Лицо - это центр передачи и приема социальных сигналов, которые являются решающими для развития индивида» (К. Изард).

Лицо и его выразительные особенности, в сравнении с другими реальными стимуляторами, например, игрушками, привлекает и удерживает внимание ребенка, и даже способствует более уверенной двигательной координации ребенка, снижению сердечного ритма, общему успокоению.

Речь выполняет две основные функции - коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка, но этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорягций; его лицо, он сам» (C.JL Рубинштейн). Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важно: нередко люди, содержательные и владеющие речью, настолько застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух-трех посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.

Возможности  театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, поскольку в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме - игре. Универсальность театрализованной игры позволяют решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста, в том числе учат детей правильно использовать речевые приемы диалога, рассказывания (интонация, логическое ударение, смысловые паузы, выразительность и сила голоса), воспитывают навыки дружеского взаимоотношения, соотношения и согласования своих действий с действиями партнеров по игре, а также учат неречевому способу общения на практике: соотносить позу, жест, движение со смыслом произносимых слов при воплощении на сцене художественного образа.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

  •  формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  •  воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  •  воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  •  развитие эмоций;
  •  воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Речевое развитие

  •  содействие развитию монологической и диалогической речи;
  •  обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными

(регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Театрализованные игры (или драматизация) позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

  1.  Способствуют творческому развитию личности, навыков общения с использованием как речевых, так и неречевых средств. Задача педагога - привлечь к участию по возможности всех детей, особенно замкнутых. Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
  2.  Являются эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
  3.  Осуществляют эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
  4.  В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.
  5.  От игры к игре нарастает творческая активность детей, память, они запоминают текст, они перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У некоторых детей развивается творческая самостоятельность в передаче образа.
  6.  Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Основная работа проходит в форме занятий, система проведения которых предполагает четыре последовательных этапа:

  1. й этап - знакомство с театром.

Дети смотрят представление, которое им показывает взрослый или старшие дети. Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности.

  1. й этап - подготовка к представлению.

Это выполнение упражнений: для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности и пластики тела, на развитие голоса и речи .

  1. й этап - игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги.

На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.

  1. й этап - выступление.

На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том- то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительны минуты, когда зал притих и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители.

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль.

«Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  1.  Знакомство с пьесой.
  2.  От этюдов к спектаклю.

Основные правила раздела:

  •  не перегружать детей;
  •  не навязывать своего мнения;
  •  не позволять другим детям вмешиваться в действия других;
  •   предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

  1. этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
  2.  этап - деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название.
  3.  этап - этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
  4.  этап - поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.
  5.  этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица.
  6. этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства, схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.
  7.  этап - репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах.
  8.  этап - проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа, с музыкальным сопровождением.
  9. этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера - дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
  10. этап - заключительный. Это показ спектакля.

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в самых различных формах.

Цель работы с родителями: повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми.

Таким образом, театрализованная деятельность позволят решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Опыт работы.

Моя работа нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами, уметь выходить из сложных ситуаций, выработать у ребёнка способность продуктивно решать социальные проблемы.

В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Главным в театрализованной деятельности стало не просто желание развлечь детей или заучить ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

На основе изученной литературы я составила диагностику для детей. Задачами её явились:

  1.  Определить уровни развития коммуникативной деятельности дошкольников;
  2.  Выявить трудности коммуникативной деятельности дошкольников.

Основными методами исследования трудностей коммуникативной деятельности и выявления ее специфических особенностей явились наблюдения за детьми на занятиях, в игровой и практической деятельности.

В соответствии с этими наблюдениями были поставлены следующие задачи:

  •  выявить особенности употребления в общении различных средств выразительности (речь, мимика, пантомимика);
  •  проанализировать качества, которые дети выделяют, как наиболее важные для себя, и отношение к ним детей, что отражается в осуществлении ими коммуникативной деятельности;
  •  выявить возможности и недостатки вербального выражения своих мыслей и интересов, как важной составляющей коммуникативной деятельности и использование их при организации и проведении театрализованной деятельности.

Так же для определения уровня развития коммуникативной деятельности применила следующие стандартизированные методики для детей дошкольного возраста:

  1. «Выбери нужное лицо» (авторы Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен);
  2. «Какой я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих     качеств, на основе которых строится общение);
  3.  «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах, явлениях внешнего мира);
  4. «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).

Мониторинг.

Высокий – 0%

Средний – 90%

Низкий – 10%

C:\DOCUME~1\92A6~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Мной были сделаны следующие выводы:

  •  в непроизвольном общении (нет прямой просьбы педагога), когда дети вне поля зрения взрослого, многие раскованы, хорошо общаются, используя речевые и неречевые средства общения. Но были дети, которые с трудом находили контакт со сверстниками (Саша, Владик, Глеб).
  •  в произвольном (по слову, просьбе педагога) общении все дети испытывали трудности. Особенно в невербальном общении, (например: изобразить «злого» волка, походку хитрой лисы, «тяжеловесного» медведя, «грустного» зайца и т.д.).
  • дети испытывали        дискомфорт в индивидуальных выступлениях, стеснялись раскрыть и показать свое «Я».

Составила план работы, где определила основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого                                         к

самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Поставила следующие задачи в работе с детьми:

•     Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

  •  Обогащать словарь детей, активизировать его;
  •  Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
  •  Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
  •  Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

  1.  Предметно-пространственная развивающая среда
  2.  Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации,

                      театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность.

  1.  Взаимодействие с педагогами
  2.  Работа с детьми
  3.  Взаимодействие с родителями
  4.  Взаимодействие с социумом

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем:

  •  предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка.

- наличие разных видов театра (настольный, магнитный, ходилки, пальчиковый и др.), ширма;

-    пособия для мини - сценок;

-    детские музыкальные инструменты;

-    костюмы, шапочки;

-    дидактические игры на развитие эмоциональной сферы;

-  картотеки дыхательных упражнений, этюдов, скороговорок, чистоговорок на развитие дикции, упражнений на снятие мышечного напряжения;

  •  соблюдение принципов построения развивающей игровой среды
  •  соответствие возрастным особенностям детей
  •  выполнение правил техники безопасности
  •  эстетическое оформление игрового оборудования

Затем стала включать театральную деятельность во все образовательные области (музыка, художественное творчество, познание и др.); в утренние и вечерние часы. Мы играли в театральные игры, игры-импровизации, пантомимы, разыгрывали стихи по ролям, разучивали скороговорки и т. п. А когда я стала активно использовать в своей работе героев из театрального уголка, шапочки для перевоплощения - дети с радостью откликнулись и героям больше скучать на полке не приходилось. Дети стали приносить свои любимые игрушки из дома и «знакомили» их с нашими «жителями». Так в нашем театре появились Степашка и Филя из «Спокойной ночи малыши».

Предлагала детям с разной интонацией произнести слова «Возьми», «Принеси», «Помоги», «Здравствуй» и другие, (приветливо, просяще, небрежно, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и др. Так для решения этой задачи использовали упражнения типа «Разные настроения», где дети учились изображать эмоциональные состояния людей.

Я предлагала детям придумать небольшие истории, происходящие с куклой; побуждала ребенка самостоятельно сочинить диалог, найти выразительные интонации. Помогала детям только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё не очень развита, внимание рассеянное.

Как бы примитивны не были истории, сочиненные детьми, обязательно радуюсь вместе с ними любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараюсь создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываю у детей уважительное отношение друг к другу. Я считаю, что ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

Чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, дискуссии по рассказам из личного опыта, рассказы по картинам, прослушивание музыкальных произведений, например, П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др., упражнения типа «Я радуюсь, когда...», «Я грущу, когда ...» и т.д. Предлагала детям разыгрывать отдельные маленькие сценки-этюды, например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя и т.п. Хорошего результата добивалась тогда, когда одну и ту же сценку проигрывали несколько детей или пар. При подведении итогов дети самостоятельно определяли тех артистов у кого лучше получилось. Выполнение таких упражнений привело нас к тому, что необходимо ознакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их выражения. Поэтому, прежде, чем предложить какое-либо задание детям неоднократно упражнялась сама.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также аудио и видеофильмы, грамзаписи. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним?», «Почему он плачет?», «Кого испугался?» и т.д). После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений снова возвращаюсь к тексту, привлекая детей к проговариванию, его отдельных фрагментов. Некоторым детям не всегда удавалось воспроизвести содержание, я старалась непринужденно поправить их и выполнять последующую работу над текстом.

Раскрытию творческих способностей способствует музыкальный зал. В группе оформлен и активно используется в работе уголок театрализованной деятельности.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений:

  1.  Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
  2.  Обучала детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинала эту работу со знакомства детей с разными куклами-игрушками - резиновыми, мягкими, дымковскими, конусными. С некоторыми из них дети уже знакомы, поэтому особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер, голос, походка.
  3.  Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Барабанщики», «Солдаты» и т. д., помогает развивать мелкую моторику.
  4.  Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» и т.д. Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова:        «возьми»,        «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения. Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».
  5.  С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории», например:
  •  Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость...» Какая новость может быть у мамы?
  •  Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
  •  О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей? И т. д.
  1.  Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными

пластикой и мимикой. Для развития пластической выразительности я предлагала

детям:

•     Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

  •  От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  •  Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному. И т. д.

Дети моей группы очень любят сказки, с большим удовольствием их разыгрывают с использованием разнообразных выразительных средств. Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения, например, детям предлагаю попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняю задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринужденно учатся словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос.

Особое место в работе с детьми занимают мнемотаблицы.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложенная определенная информация. Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

  1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2.  Преобразование из абстрактных символов в образы.
  3.  Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
  4.  Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  5.  Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

В своей работе я столкнулась с такими трудностями, как неуверенностью детей, с застенчивостью и нежеланием играть отрицательные роли Детям исполнять отрицательные роли всегда сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети охотнее исполняют роли добрых, сильных, находчивых персонажей. Для того чтобы побороть застенчивость использовала такие приемы, как:

  •  выбери роль по желанию;
  •  назначение их на главные роли;
  •  распределение ролей по карточкам;
  •  проигрывание роли в парах.

Но и тут возникали проблемы: не всегда хватало ролей на всех детей, кто будет играть отрицательных героев. Когда не хватало ролей, делила подгруппу детей еще на подгруппу, проигрывали роли в парах, иногда приходилось придумывать и дополнительные роли. При распределении ролей учитывала индивидуальные психологические особенности детей. Так высокотревожным детям предлагала роли второстепенные или парные.

Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками, оформили тематические ширмы, провели день открытых дверей с показом сказки «Дело было в лесу». Мы проводили вечера различной тематики: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «1 апреля - День смеха» и др. Привлекаю родителей к участию в таких мероприятиях в качестве исполнителей ролей, авторов стихотворений, диалогов, изготовителей декораций, костюмов и др.

Интересно и увлекательно прошли мероприятия «В гостях у русской сказки»
и «Сказочные посиделки». Дети сами и с родителями стали сочинять сказки.

Активное участие принимали родители в проекте «Шляпный сезон». Дома
каждый со своим ребёнком изготовил шляпу и подготовил презентацию к ней. В
конце, когда дети получили интересные дипломы, то радовались и гордились
званием родители наравне с детьми.

В конце каждого учебного года мы показали для детей детского сада сказки:
«Как лягушата с мышатами воевали, а волшебное яблочко их помирило», «Сказка
за сказкой» и др.

Итогом нашей совместной работы стало театрализованное представление
«Там, на неведомых дорожках», которое мы показали для родителей и педагогов.

Спектакль был записан на видео, поэтому дети смогли оценить со стороны
свою игру. Совместно обсуждались все достоинства и недостатки, что помогло
сделать следующие
выводы:

  1.  Голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и
    согласованными с речью.
  2.  Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в
    ней «оживали» и активизировались.
  3.  Дети поняли, что результат работы зависит только от них и поэтому
    старались мобилизовать все свои возможности.
  4.  Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и
    безразличных родителей.

C:\DOCUME~1\92A6~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpegИтоговый мониторинг.

                     

                           Высокий - 60%

                  Средний – 40%

                  Низкий – 0%

         

Результат опыта работы:

  •  положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
  • повышение интереса к художественной литературе, театрализованной   деятельности;
  •     обогащение игрового опыта детей;
  •  повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.

Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей), улучшился грамматический строй речи (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях), появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т.п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности, становятся смелее, эмоциональнее). Повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.

На основании этого можно сделать вывод, что театрализованная деятельность - это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей.

В перспективе ставлю себе задачу глубже обогатить театральный опыт, а именно знания детей о театре, театральных профессиях, театральной терминологии. Планирую в будущем совместно с музыкальным руководителем ввести в работу с родителями празднование Дня театра (27 марта).

Работа с родителями

Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребёнка читать, писать, считать. Необходимо убедить родителей в важности умения общаться. Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоциональночувственного опыта - длительная работа, которая требует участия родителей, поэтому большое внимание уделяю взаимодействию с родителями моих подопечных В силу своей занятости родители не всегда могут найти время для общения со своим ребёнком. Исконно русская традиция - колыбельная и сказка на ночь заменилась в лучшем случае передачей «Спокойной ночи малыши». Поэтому работе с родителями я придаю большое значение.

Провела анкетирование для родителей. Результаты анкетирования помогли выявить проблемы: посещали с ребёнком театр 20%; дома устраивают театрализованные представления 0%; выступать ребёнку перед зрителями сложно 60%; познакомиться сложно 40%; считают проблему общения достаточно важной 80%. По результатам поставила перед собой цель дальнейшей работы с родителями: повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми.

Основными задачами в работе с родителями являются:

  •  информация о содержании, методах и формах работы с детьми;
  •  рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними;
  •  привлечение к творческому сотрудничеству.

Разработала перспективный план работы с родителями, куда включила вопросы по развитию коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности. Работа с родителями заключает в себе в первую очередь информированность по данной теме и конечно вовлечение в жизнь детского сада.

Методы и формы работы с родителями:

  •  родительские собрания в игровой форме;
  •  беседы и консультации (индивидуальные и групповые);
  •  информационные стенды, папки передвижки, библиотека для родителей, памятки, буклеты;
  •  непосредственное участие родителей в совместных театрализованных представлениях и развлечениях: «Мамина песенка», «Парад шляп» и др.
  •  конкурсы поделок: «Сказка в природном материале», «Весенние букеты», «Новогодняя сказка» и «Умелые ручки», «Символ года»;
  •  «Творческая мастерская» по изготовлению совместно с детьми костюмов, декораций, масок для театра;
  •  практическое занятие с родителями по обучению организации домашнего театра;
  •  домашние задания;
  •  участие в работе семейного клуба «Любознайка».

Эффективная форма работы с родителями - это совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности.

Выстраивая, таким образом совместную деятельность с родителями воспитанников мне удалось достичь следующих результатов:

  •  установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
  •  родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребенка в ДОУ;
  •  с интересом принимают участие в жизни группы и детского сада,
  • совместных театрализованных представлениях вместе с детьми;
  •  с удовольствием посещают «День открытых дверей» в ДОУ.
  • Работу в данном направлении я продолжаю. С родителями мы планируем и дальше проводить я детей праздники и развлечения, пополнять театральный уголок атрибутами, костюмами и декорациями, посещать спектакли гастролирующих театров в городе.

Работа с педагогами

Мероприятия, которые были проведены:

  1.  Своим опытом работы поделилась на педсовете «Развитие коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности», где выступила с сообщением из опыта работы «Театр - помощник в воспитании детей».
  2.  Провела мастер-класс по обучению коллег способам изготовления конусного театра.
  3.  Провела консультацию для педагогов: «Театральная деятельность в ДОУ».
  4.  Консультация: «Мнемотаблица - помощник в обучении рассказыванию»
  5.  На педсовете провела семинар-практикум по театрализованной деятельности «Театрализованные игры в решении образовательных задач».

Результатом моей работы стали следующие рекомендации воспитателям ДОУ:

  •  Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
  •  Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  •  Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
  •  Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  •  Работать в тесном контакте с музыкальным руководителем.
  •  Помнить! Ребёнок имеет свои коммуникативные права:
  •  право на свою систему ценностей;
  •  право на ответственность;
  •  право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
  •  право на индивидуальность и своеобразие;
  •  право на независимость от других людей;
  •  право на свою мысль;
  •  право на отстаивание своих прав.

Заключение

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Динамика обучения показала, что разработанная мною система работы по театрализованной деятельности является эффективной в развитии коммуникативных способностей дошкольников. Результаты диагностики театрализованной деятельности показали, что увеличилось количество детей с I уровнем развития, а детей с III уровнем развития не стало. Что касается мониторинга развития речи в образовательной области «Коммуникация», увеличилось число детей с I уровнем развития на 18%, и уменьшилось количество неговорящих детей. Таким образом работа по театральной деятельности значительно улучшила показатели коммуникативных способностей детей.

Список используемой литературы

  •  Т.Н. Доронова «Играем в театр»,
  •  М.Д. Маханева «Театральные занятия в д/с».
  •  Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»,
  •  В.М. Минаева «Развитие эмоций у дошкольников»,
  •  М. Чистякова «Психогимнастика».
  •  «Лепим нелепицы». Практическое пособие по ТРИЗ. Автор-составитель Б.Б. Финкелынтейн.
  •  Н.А. Гурьева. «Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет».
  •  И.В. Кошмина.«Давайте играть! Музыкальные игры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста»
  •  Дзюба П.П. «Сказка на сцене»
  •  Горохова Л.А., Макарова Т.Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ».
  •  Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой.
  •  Горшкова Е.В. «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет.»
  •  Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет»
  •  И. В. Бодраченко «Игровые досуги для детей 2-5 лет»
  •  А.Лопатина, М.Скребцова «Беседы и сказки о семье».
  •  Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева.
  •  А.В. Щеткин. «Театральная деятельность в детском саду». Для занятий с детьми 5-6 лет.
  •  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Н.В. Краснощекова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Опыт работы "Роль занимательного математического материала в развитии психический процессов у дошкольников с ЗПР"

В опыте работы представленны авторские занимательные математические игры, разработанные в процессе работы специалиста в группе для детей с задержкой психического развития....

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.

Выступление на Совете ПедагоговТеатр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С.Станиславский...

Опыт работы."Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"

                                        Опыт работы«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии...

Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...