Использование эффективных форм взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.
статья

В настоящее время при занятости родителей, постоянной спешки многим педагогам дошкольных образовательных учреждений бывает трудно организовать эффективное взаимодействие с родителями, установить сотрудничество, создать настоящий родительский  коллектив. Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей и не применялись педагогические технологии, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_formy_vzaimodeystviya.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пяткова Любовь Петровна

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125»

г. Барнаул

Использование эффективных форм взаимодействия

педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

В настоящее время при занятости родителей, постоянной спешки многим педагогам дошкольных образовательных учреждений бывает трудно организовать эффективное взаимодействие с родителями, установить сотрудничество, создать настоящий родительский  коллектив. Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей и не применялись педагогические технологии, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.  

Как же привлечь родителей к совместной деятельности, установить с ними партнерские отношения?

Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125» города Барнаула (далее по тексту - МБДОУ) определил путь к  эффективному взаимодействию с родителями посредством:

- создания открытого развивающего пространства «детский сад – семья»;

- установления взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  соблюдения педагогического такта по отношению к родителям;

- понимания  своеобразия условий жизни каждой семьи, специфики внутрисемейных взаимоотношений, уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания;

- активизации педагогического потенциала семейного воспитания;

- использования индивидуальных, групповых, коллективных форм  взаимодействия.

Проведенный анализ использования разнообразных форм сотрудничества педагогов и родителей позволяет назвать наиболее востребованные семьей ребенка формы взаимодействия взрослых. Из традиционных форм сотрудничества родители отмечают родительское собрание, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, индивидуальные консультации, встречи со специалистами, праздники и развлечения, которые способствуют качественному общению по вопросам развития и воспитания детей.  

Совместные мероприятия (досуги, выставки, конкурсы, акции) проходят в МБДОУ в атмосфере уважения и радости; обеспечивают формирование доверительных отношений  между педагогами и родителями, между родителями; создают возможности для раскрытия детских способностей и талантов; оптимизируют детско-взрослые отношения; показывают, что в коллективе, команде можно добиться любых поставленных задач.

Опыт показывает, что такие формы взаимодействия вызывают у родителей интерес к дальнейшему сотрудничеству, к активному участию в совместных игровых мероприятиях,  в круглых столах,  дискуссиях и собраниях;  способствуют увеличению  обращений,  вопросов родителей к педагогам МБДОУ, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, отношения с окружающими.

Из эффективных форм взаимодействия с родителями можно выделить  совместные мастер-классы, которые организуют педагоги в рамках реализации проектов, выставок – мастерских, тематических дней. Так были о проведены мастер-классы «Куколка-закрутка» проекта «Народная игрушка Алтайского края»; «Птичья столовая»  проекта «Образовательные терренкуры с детьми старшего дошкольного возраста по территории поселка Южный»; «Поделки из овощей и фруктов» выставки - мастерской «Овощной переполох». Во всех мастер-классах родители не только были активными участниками, но и исполняли роль  мастера - педагога. Хочется отметить подготовку родителей к проведению мастер-классов:  подбор материалов и образцов; обсуждение с воспитателями содержание мастер-класса, способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем; использование интересных, сюрпризных моментов для мотивации детей к совместной деятельности.

Проведение  мастер-классов показало, что данная форма сотрудничества  является действенным средством обеспечения связи и единства в работе дошкольного образовательного учреждения  и семьи, поддерживает интерес родителей к педагогическому процессу в дошкольном образовательном учреждении. Совместная практическая, творческая деятельность детей и родителей оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать, вызывает массу положительных эмоций и создает особо теплую атмосферу. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка, совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Организация мастер - классов помогает родителям овладеть навыками взаимодействия с ребенком на основе общих интересов, совместной продуктивной деятельности, позволяет родителям выявить свое творчество, распространить опыт семейного воспитания.

Эффективной формой взаимодействия с родителями стал педагогический видео мастер-класс для родителей по теме «Особенности лепки в раннем  возрасте». Воспитатель  эмоционально  представил информацию о значении занятий лепкой для развития детей, обратил внимание на важные моменты организации игровых занятий с малышом, показал приемы лепки, которыми должен овладеть ребенок в возрасте 3 –х лет, и образцы поделок,  которые ребенок в этом возрасте может создать своими руками.  Представленная форма мастер-класса заинтересовала родителей, ведь практические советы можно посмотреть в любое удобное время.

По итогам организации мастер-классов можно сделать некоторые выводы.

Данная форма взаимодействия помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса детей.

Мастер-класс, где родители находятся как в позиции активного участника, так и в роли организатора и  мастера способствует просвещению родителей, повышению педагогической культуры.

Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать  всех участников.  

Родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия дома.

Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях.

Хочется отметить, что благодаря внедрению в практику эффективных традиционных и инновационных форм взаимодействия с родителями, существенно повышается степень участия родителей в образовательной деятельности. Анализ в декабре  2022 года показывал, что  95 % семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности,  88 % родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в выставках, фестивалях, конкурсах, проектной деятельности, 76 % в оценке результатов деятельности  МБДОУ.

ндартов  позволяет  организовать  совместную  деятельность  детского  сада  и

семьи более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»...

статья "Туристический поход - эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Туристический поход - эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка....

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ»

Аккорд. ЗаповедьМама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую: чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь:ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ...