Нейроигры - полезная зарядка для мозга
статья

Шутова Анна Ивановна

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям в коррекции используются нейроигры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_-_poleznaya_zaryadka_dlya_mozga.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связей

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушарие в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие, и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.

Задачи межполушарных связей:

  • развитие эмоциональной устойчивости к негативным факторам;
  • развитие координации движений;
  • успешное усвоение информации и ее анализ;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • развитие речи.

Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям в коррекции используются нейроигры.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Нейроигры рекомендованы детям:

  • склонным к импульсивным, случайным реакциям;
  • испытывающим трудности в усвоении инструкций и правил;
  • часто отвлекаются и не удерживают внимание;
  • «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.
  • со сниженной общей работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью;
  • нарушением мыслительной деятельности;
  • с недостатками в речевом развитии;
  • со сниженной функцией внимания и памяти;
  • с несформированным пространственным представлением;
  • с недостаточностью саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • эпилепсия;
  • генетические симптомы;
  • психические расстройства.

Нейроигры:

  • помогают осознанию собственной телесной активности, улучшают контакт с телом;
  • развивают моторику рук,
  • развивают моторное планирование;
  • способствуют формированию внимания, развития самоконтроля;
  • формируют удержание двигательных программ;
  • во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость.

Данные игровые сеансы помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зарядка для мозга: 5 упражений нейрогимнастики

комплекс упражнений, которые улучшают межполушарные связи...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Зарядка для мозга

Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними с помощью игр!...

Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...

Музыкально-оздоровительный проект " Нейробум. Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников"

Разработка содержания и методики проведения программы Нейробум, направленной на активизацию работы мозга, развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста....

Нейроигры в работе с дошкольниками "Гимнастика для мозга".

Основная цель представленных игр – это развитие тонкой моторики рук ребенка, координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, и развитие высших психических функций....

План-конспект физкультурного досуга по теме: «Зарядка для мозгов».

Материалл может быть полезен как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям. Применение нейроигр в условиях физкультурного зала....