Консультация для педагогов "Организация проектно - исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольников"
консультация

Организация проектно – исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольников

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.

Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольников является для современного педагогического работника достаточно новой формой работы и осуществляется в условиях недостатка необходимой методической и прочей информации, что порождает педагогические мифы.

Основными элементами процесса организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников выступают:

  • сама исследовательская деятельность;
  • педагог как организатор деятельности;
  • ребенок как субъект ее организации;
  • педагогические цели, средства и результат организации деятельности.

Основным субъектом организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников является педагогический работник ДОУ. Эффективной организации такой деятельности могут препятствовать мифы педагога о себе как организаторе этой деятельности, своей готовности к ее осуществлению. Эти мифы строятся на оппозициях:

  • необходимость – отсутствие специальной подготовки к организации исследовательской деятельности;
  • обязательность – необязательность вовлеченности педагогического работника в исследовательскую и проектную деятельность;
  • собственная значимость – отстраненность от организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

Ошибочно распространенное мнение, что любой педагог, даже без специальной подготовки, может на хорошем уровне организовать исследовательскую и проектную деятельность дошкольников. Этот миф связан с непониманием специфики исследовательской деятельности дошкольников; нежеланием педагога тратить время на обучение, повышение квалификации; убежденностью в собственной исключительности, завышенной самооценкой. Необходимо отметить, что методы организации исследовательской деятельности дошкольников имеют свои особенности. Их незнание не позволяет достичь желаемого результата.

Некоторые педагоги считают, что продуктивно исследовательской и проектной деятельностью могут заниматься далеко не все воспитанники, а только дети, посещающие старшую и подготовительную группы дошкольного учреждения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития. Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную деятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т.д.). Вопрос состоит лишь в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.

При отработке тем исследовательской деятельности ребенку необходима разумная помощь педагога, который должен не только навязывать тему ребенку, а предложить выбор тем или мотивировать к их поиску. Способность детей к исследовательской и проектной деятельности необходимо планомерно и систематически развивать.

Системообразующим элементом процесса организации исследовательской деятельности учащихся является ее цель. Основная цель исследовательской и проектной деятельности дошкольников не научный продукт, а творческое развитие самого дошкольника, его творческих способностей.

Важен опыт исследовательской, проектной деятельности ребенка. Существуют технологии, позволяющие эффективно формировать такой опыт с учетом индивидуальных особенностей ребенка и условий Дошкольного образовательного учреждения.

В организации исследовательской и проектной деятельности необходим разумный баланс между традициями и инновациями. Инновации необходимы только тогда, когда традиционные средства не позволяют разрешить проблему или достичь желаемого результата.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основными элементами процесса организации исследовательской и проектной деятельности выступают:

Сама исследовательская деятельность.

Педагог, как организатор деятельности.

Ребенок, как субъект ее организации;

Процесс формирования у дошкольников основ проектной деятельности включает две составляющие:

  1. теоретическую, которая осуществляется в рамках изучения предмета (в ходе освоения новых знаний проводится обучение детей работе в группах с использованием современных педагогических технологий: игровых, интерактивных, личностно – деятельностных и т.д.; формируются умения ставить цели, продумывать план решения проблемы, представлять (презентовать) самостоятельно найденный, изученный материал).
  2. практическую, которая предполагает работу детей над индивидуальными проектами в составе групп или индивидуально. Ознакомление с проблемой и ее решение осуществляется в ходе самостоятельной и познавательной деятельности воспитанников.

Задачи, стоящие перед педагогом:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Критерии эффективности детской проектной деятельности.

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал

опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые свойства объекта друг от друга, опосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают. Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.

Существует несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по складу характера – исследователем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.

Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольников является для современного педагогического работника достаточно новой формой работы и осуществляется в условиях недостатка необходимой методической и прочей информации, что порождает педагогические мифы.

Основными элементами процесса организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников выступают:

  • сама исследовательская деятельность;
  • педагог как организатор деятельности;
  • ребенок как субъект ее организации;
  • педагогические цели, средства и результат организации деятельности.

Основным субъектом организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников является педагогический работник ДОУ. Эффективной организации такой деятельности могут препятствовать мифы педагога о себе как организаторе этой деятельности, своей готовности к ее осуществлению. Эти мифы строятся на оппозициях:

  • необходимость – отсутствие специальной подготовки к организации исследовательской деятельности;
  • обязательность – необязательность вовлеченности педагогического работника в исследовательскую и проектную деятельность;
  • собственная значимость – отстраненность от организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

Ошибочно распространенное мнение, что любой педагог, даже без специальной подготовки, может на хорошем уровне организовать исследовательскую и проектную деятельность дошкольников. Этот миф связан с непониманием специфики исследовательской деятельности дошкольников; нежеланием педагога тратить время на обучение, повышение квалификации; убежденностью в собственной исключительности, завышенной самооценкой. Необходимо отметить, что методы организации исследовательской деятельности дошкольников имеют свои особенности. Их незнание не позволяет достичь желаемого результата.

Некоторые педагоги считают, что продуктивно исследовательской и проектной деятельностью могут заниматься далеко не все воспитанники, а только дети, посещающие старшую и подготовительную группы дошкольного учреждения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития. Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную деятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т.д.). Вопрос состоит лишь в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.

При отработке тем исследовательской деятельности ребенку необходима разумная помощь педагога, который должен не только навязывать тему ребенку, а предложить выбор тем или мотивировать к их поиску. Способность детей к исследовательской и проектной деятельности необходимо планомерно и систематически развивать.

Системообразующим элементом процесса организации исследовательской деятельности учащихся является ее цель. Основная цель исследовательской и проектной деятельности дошкольников не научный продукт, а творческое развитие самого дошкольника, его творческих способностей.

Важен опыт исследовательской, проектной деятельности ребенка. Существуют технологии, позволяющие эффективно формировать такой опыт с учетом индивидуальных особенностей ребенка и условий Дошкольного образовательного учреждения.

В организации исследовательской и проектной деятельности необходим разумный баланс между традициями и инновациями. Инновации необходимы только тогда, когда традиционные средства не позволяют разрешить проблему или достичь желаемого результата.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основными элементами процесса организации исследовательской и проектной деятельности выступают:

Сама исследовательская деятельность.

Педагог, как организатор деятельности.

Ребенок, как субъект ее организации;

Процесс формирования у дошкольников основ проектной деятельности включает две составляющие:

  1. теоретическую, которая осуществляется в рамках изучения предмета (в ходе освоения новых знаний проводится обучение детей работе в группах с использованием современных педагогических технологий: игровых, интерактивных, личностно – деятельностных и т.д.; формируются умения ставить цели, продумывать план решения проблемы, представлять (презентовать) самостоятельно найденный, изученный материал).
  2. практическую, которая предполагает работу детей над индивидуальными проектами в составе групп или индивидуально. Ознакомление с проблемой и ее решение осуществляется в ходе самостоятельной и познавательной деятельности воспитанников.

Задачи, стоящие перед педагогом:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Критерии эффективности детской проектной деятельности.

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал. Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.

Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности показывают или повторяют проделанные вместе с взрослыми опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые свойства объекта друг от друга, опосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают. Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.

Существует несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по складу характера – исследователем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками с ослабленным зрением".

Консультация для воспитателей:Проектно – исследовательская деятельность с дошкольниками с ослабленным зрением....

Опыт работы Тема: Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.

Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициати...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

в наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых....

Тема: «Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого, познавательного мышления дошкольников»

ull;Современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспита...

Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»

«Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников» Воспитатель МБДОУ д/с №32 Мурко Елена Викторовна Ребёнок рождается исследователем...

Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников

Использование проектно-исследовательской деятельности в ДОУ в экологическом воспитании дошкольников...