«Особенности речевого развития детей в разных возрастных группах ДОУ»
статья

Дырда Татьяна Юрьевна

«Особенности речевого развития детей  в разных возрастных группах ДОУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_detey_v_dou.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития детей  в разных возрастных группах ДОУ»

«Особенности речевого развития детей  младшего дошкольного возраста»

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Попадая в детский сад малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им.

На ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Дети попадая в коллектив сверстников пытаются наладить диалог с окружающими им необходимо рассказать о своих ощущениях, просьбах, попросить о помощи. Если мама понимала их даже с нескольких звуков,  то теперь нужно научиться подбирать нужные слова. Это происходит как в самообслуживании так и в играх и общении со сверстниками.

 Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык Усвоение языка также существенно влияет на формирование продуктивной, осознанной, не механической памяти. В возрасте 3-4 лет у дошкольников наблюдается переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, это происходит в результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под влиянием речевого развития.

Каковы же нормы речевого развития в 3-4 года• Активный словарь составляет 1500-2000 слов.

• Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков и и их мягких аналогов.

• Персеверации в слогах слов ( тюльпаны-пальтюны, математика – темаматика и т. д., также путаница в звуках (самолет – фамает)

• Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.)

• Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы.

• Активный интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов.

Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием должен уметь:

• Называть свое имя, фамилию, отчество.

• Называть имена родственников, друзей и знакомых.

• Описывать увиденную ситуацию.

• Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов.

• Называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный).

• Называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать).

• Обобщать предметы (посуда, игрушки, транспорт, животные).

• Изменять громкость голоса, голоса, говоря громко и тихо.

• Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.

Основные формы работы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. В раннем возрасте воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихов. Педагог  своими вопросами старается побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Большую роль в развитии речи в этом возрасте играет народный фольклор :чтение сказок, пальчиковые игры, разучивание чистоговорок, скороговорок способствует накоплению активного словаря благодаря доступности восприятия для младшего возраста.

Артикуляционная гимнастика, речевые игры, развитие мелкой моторики также обеспечивают комплексный подход к  развитию речи в этом возрасте.

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия можно использовать  звукоподражательные слова, голоса животных корова мычит и т.д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки).

Развитие словарного запаса.

Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни Таким образом, ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?» (воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает, лягушка ква-ква-квакает) знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, -такие вопросы подводят малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее своё название.

Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам.     Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).

      У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки;      При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкое, волосы у куклы светлые и тёмные.

      Формирование грамматического строя речи.

     Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).

 Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок, находя эти места правильно называет слова с предлогами).

     В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Также можно предложить малышу картинки, а малыш называет действия персонажей,  перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.

     Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи  является предпосылкой развития связной речи. 

           1.2  .«Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Несмотря на встречающиеся недостатки, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Именно средний возраст - возраст почемучек. Причѐм задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Причѐм нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребѐнок забыл.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко, умеют различать их на слух. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плим»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие.

Нормальное развитие детей 4-5лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем шапку, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье). Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

нарушается структура предложений;встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОО: 

Развивающая речевая среда детей среднего возраста. Удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного ребенку мира ближайшего окружения.

Вносить наборы картинок, фотографий, открыток ( животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, достопримечательности родных мест), иллюстрированные книги, предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект,( увеличительное стекло), узнать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т.п.

Работа педагога учить ребенка понятно для окружающих объяснять свой замысел; подсказывать, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать  свое недовольство его поступками, извиниться, например, за свою агрессивность и т.п.

Продолжается обучение употреблению в речи существительных с обобщающими значениями: мебель, овощи, ягоды, животные.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Звуковая культура речи детей среднего возраста. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р ,л) звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Приведём пример: Комплекс артикуляционной гимнастики  для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1.       «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2.       «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р. и.т.д.

Работа по развитию речи продолжается и во время режимных моментов обеда.

Суп какой? (картофельный)

Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный).

 варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).

 сок из апельсина. Сок какой? (апельсиновый).

 компот из груш. Компот какой? (грушевый)."

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

Но важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

 1.3. Особенности развития  речи у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи .

Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова..

Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. Появляется игра словами..Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи.

Дети  активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально .

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

В этом возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.(В экспериментальной деятельности)

Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства характерные для литературного произведения. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

У детей в возрасте 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности – знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие до буквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая по слоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с дошкольниками, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

О развитие знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте. Таким образом у детей дошкольного возраста нарастает сознательное отношение к речи. В 5 -6 лет она становится произвольным самостоятельным процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Цели и задачи мероприятия: уточнить и систематизировать знания воспитателей о графике вообще, графическом изображении человека, в частности; уточнить умения рисования фигуры человека, портретных изобр...

Особенности методики проведения занятий по ОО «Познавательное развитие» в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий по ОО "Познавательное развитие" в разных возрастных группах...

Методические рекомендации по теме "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"...

Особенности развития детей разных возрастных групп.

В материале отражены особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезные для педагогов и родителей....

консультация для воспитателей "Особенности речевого развития во всех возрастных группах"

консультация для воспитателей "Особенности речевого развития во всех возрастных группах"...