Сказка, как способ развития мышления детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Сказка- прекрасное средство для развития мышления у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка, как способ развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

     Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют. Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое. Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом.

     Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта.

     Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни.

     Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  главная задача – научиться  развивать у дошкольников творческое мышление. И эту задачу помогут решить любимые сказки.        

      В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

      На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.

     Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.

  1. Изменение ситуации в знакомых сказках.

Например, Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится пес?

Как изменится сказка про Незнайку, если в этой сказке появиться волшебная Щука?

Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?

Как изменится сказка «Гуси-Лебеди», если в этой сказке появится Карлсон?

Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?

Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка?

2. Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу уже знакомую. Предварительно нужно вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям (на выбор) несколько ситуаций и героев.

3. Закончи сказку по заданному началу. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.

4 .В процессе многократного прочтения сказок дети привыкают к тому, что Волк обязательно злой, Лиса – хитрая, Заяц – трусливый и добрый. Это создает у них определенные стереотипы. Но для разнопланового развития ребенка, полезно стереотипы ломать.  Детям интересно слушать и рассказывать сказку «по-новому». За основу можно взять хорошо знакомый сюжет, а главных героев наделить противоположными качествами. Заяц может стать храбрым и хитрым, Волк - умным и добрым, Лиса – скромной и глупой, и т. д.

5. Для развития у ребенка мышления, воображения фантазии можно предложить перенести героев знакомой сказки в новую ситуацию.

Например. Героев сказки «Теремок» поселить в многоэтажный дом, героев сказки «Гуси-лебеди»- в детский сад, героев сказки «Маша и медведь» - в большой город.

     Обстоятельства могут быть невероятными, фантастическими (Заяц построил не лубяную избушку – самолет, а Лиса всего лишь самокат).

     Конечно, такие задания должны выполняться при контроле педагогов взрослых, чтобы они не превращались в болезненное фантазирование.

6. Увлекательным и интересным методом, является «Перевирание сказок». «Перевираемая» сказка должна быть максимально знакома ребенку.

Например.  Катится Колобок по лесной опушке, а навстречу ему слон…

Жила-была девочка и звали ее Желтая Шапочка.

     Маленький сказочник сразу поправит, что шапочка была красной, а Колобок повстречал Медведя. Детям, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила их тоже заинтересуют. Перевирание сказок заставляет ребенка сосредоточиться для исправления ошибок, развивает внимание, мышление, превращая занятия в увлекательную игру. Стоит только разумно перевирать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия.

     Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И это возможности необходимо использовать в  развития мышления дошкольника.

Интернет источники

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/12/skazka-kak-sposob-razvitiya-myshleniya-detey-doshkolnogo

https://www.maam.ru/detskijsad/skazka-kak-sposob-razvitija-myshlenija-doshkolnika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...

СТАТЬЯ "Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....