Консультация для воспитателей: «Виды деятельности в режиме дня ДОУ».
консультация

Хасанова Гульнур Хасановна
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Действенным способом реализации этой задачи считается вовлечение детей в разные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_deyatelnosti_v_dou.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

    Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Действенным способом реализации этой задачи считается вовлечение детей в разные виды деятельности.

    Федеральный государственный стандарт образования выделяет 9 различных видов детской деятельности:

1.Игровая деятельность.

2.Познавательно – исследовательская деятельность

3.Коммуникативная деятельность

4.Двигательная деятельность

5.Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность

6.Изобразительная деятельность

7.Конструирование, ручной труд

8.Музыкальная деятельность

9.Восприятие художественной литературы

 

1.Игровая деятельность.

Форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции.

Формы работы с детьми:

- Игры творческого характера (театрализованные):

  • режиссёрские - основывающиеся на предложенном взрослым сюжете;
  • сюжетно-ролевые, в которых дети играют социальные роли, опираясь на собственный опыт;
  • игры с материалами для строительства (конструкторами, материалом природного происхождения);
  • импровизации.

- Игры с установленными условиями:

  • дидактические, то есть нацеленные на освоение, отработку и закрепление знаний, навыков и умений;
  • развивающие (к примеру, по кубикам Никитина, Воскобовича);
  • подвижные для реализации потребности малышей в движении;
  • интерактивные (стратегии, обучающие), нацеленные на развитие мышления, логики.

2.Познавательно – исследовательская деятельность

Форма активности детей, способствующая установлению связей между явлениями и объектами окружающего мира, а также освоению приёмов познания.

Формы работы с детьми:

  • мыслительная деятельность (совокупность мыслительных операций, направленных на решение какого-либо вопроса, например, поиск ответа на проблемный вопрос: «Почему с Колобок попался Лисе?»);
  • перцептивно-сенсорная деятельность (основа познания у малышей, которые опираются на единство зрительных и ручных действий, например, ребёнок в младшей группе сначала видит, как педагог использует шумовую коробочку, а затем сам трясёт её и догадывается, что составляет её содержимое);
  • опытная деятельность;
  • наблюдение;
  • моделирование;
  • счётная деятельность, направленная в том числе и на развитие элементарных математических представлений.

3.Коммуникативная

Форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

4.Изобразительная

Форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Формы работы с детьми:

  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;

5.Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность

Форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.

Формы работы с детьми:

6.Конструирование

Форма активности, формирующая пространственное мышление ребёнка и способность предугадывать конечный результат деятельности.

Формы работы с детьми:

Конструирование из:

  • строительного материала;
  • природного материала;
  • бумаги;
  • бросового материала.

7.Музыкальная

Форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

Формы работы с детьми:

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах; 
  • певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.

8. Перцепция (восприятие) литературы и фольклора

Форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Формы работы с детьми:

  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.

9.Двигательная

Форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

Формы работы с детьми:

  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Как мотивировать детей на разные виды деятельности

Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.

Мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду

Беседа

  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.

Загадки

  • изобразительная;
  • труд и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыка;
  • восприятие литературы и фольклора.

Стихотворения

  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.

Сказки

  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.

Рассматривание картинок

  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.

Просмотр видео (мультимедийной презентации)

  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.

Игра

          Все

Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития:

  • Самостоятельная деятельность
  • Затруднение
  • Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками
  • Совместная деятельность со сверстниками
  • Самодеятельность

 Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы с взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Виды трудовой деятельности дошкольников

В консультации рассказывается о разных видах детского труда - самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и особенностях их организации....

Консультация для воспитателей "Использование физкультминуток в режиме дня"

Какого  же назначение  физкультминуток в детском саду? Они нужны для того, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.  В докладе изложены:1) Ре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Организация единого речевого режима в ДОУ»

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Как показывает практика, их практическая реализация ставится возможной только при организации комплексного взаи...