Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Курлапова Галина Витальевна

 Консультация для родителей "Мир головоломок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_golovolomok.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

«Мир головоломок»

   Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован каждый взрослый. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

   Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематичному интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием

  Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных в современной педагогике. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные педагоги для раннего развития детей используют самые разнообразные средства, но одной из самых эффективных средств формирования и развития интеллектуальных способностей ребенка – головоломки – в образовательно-игровой деятельности дошкольников.

Головоломка - это особая задача, для решения которой, как правило, требуется смекалка, догадка, а не специальные познания.

Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» – решать трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно хорошо подумать, применить логику и сообразительность.

Игры-головоломки способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.  В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость. Нужно быть решительным, чтобы сделать в стратегической игре правильный ход, учитывающий будущую победу; нужно быть решительным, чтобы выбрать игру, зная, как тяжело будет решить поставленную задачу.

Головоломки способствуют решению следующих образовательных и воспитательных задач:

  • Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  • Формирование символической функции сознания;
  • Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
  • Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  • Развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Многообразие головоломок  дает основание для их классификации.

Классифицировать головоломки можно  по разным признакам:

  • По содержанию и значению;
  • По характеру мыслительных  операций;
  • По направленности на развитие тех или иных умений.

Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни.

В работе со старшими дошкольниками необходимо знать этапы обучения детей, используя схему алгоритма действия, предложенного П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной.

На первых этапах обучения детей решению головоломок нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры нельзя, ни в коем случае, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка. Там, где ребёнок может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи.

Организуя педагогический процесс, следует придерживаться определенных правил: 

1. Важно, чтобы ребенок решил первую головоломку. Если первый опыт будет отрицательным, дошкольник может навсегда утратить интерес к головоломкам. Для того чтобы этого не произошло, начинать следует с самых простых головоломок и внимательно, но не навязчиво, следить за ходом решения, быть готовым прийти на помощь. Однако помогать надо аккуратно, если рассказать ход решения — результат будет отрицательным. При занятиях с детьми очень часто наблюдаются ситуации, когда первая головоломка дается решателю чрезвычайно сложно, несмотря на то, что сама головоломка проста. Решение же последующих головоломок происходит быстрее и проще, хотя уровень сложности может возрастать. 

2. Не раскрывать секретов.

3. Лучшая подсказка — это вопрос. При подсказке очень важно направить мысль решателя в нужном направлении, но не раскрыть секрета головоломки. Важно отметить, что при использовании подсказок у ребенка в итоге должно быть ощущение, что головоломка была решена именно им.

4. Головоломок должно быть мало. Большое количество головоломок, во-первых, производит подавляющее впечатление на дошкольника, во-вторых, рассеивает внимание — дети, не доделав одного, могут хвататься за другое и в результат не сделать ничего. Дефицит же наоборот стимулирует интерес - «повезло же тому, кому досталась головоломка!»

5. Очень важно не выносить низких суждений по поводу способностей дошкольника.

6. В первую очередь необходим личный интерес педагога к головоломкам.

Педагогу следует самостоятельно прорешать максимальное количество головоломок. Только так можно понять весь спектр чувств, возникающий у решателей головоломок. Сложные головоломки можно решать вместе с детьми.

Решение головоломок активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...