В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний.
проект (старшая группа)

Пухова Ирина Александровна

   Знакомство детей с филимоновской росписью в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, правильно держать кисть, наносить аккуратно мазки при работе с красками, а также карандашами, фломастерами и восковыми мелками; подбирать палитру цветов, соответствующие филимоновскому орнаменту.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт общего образования Кафедра культурологического образования Знакомство с Филимоновской росписью, как частью русского-народного искусства для детей старшего дошкольного возраста» Курсовая работа по курсу повышения квалификации «Изобразительное искусство и детский дизайн» Слушатель курса – воспитатель ГБДОУ №100 Невского района Пухова Ирина Александровна

Слайд 2

Актуальность и практическая значимость знакомства с филимоновской росписью: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декаративно -прикладного искусства и с народными традициями. В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний. Знакомство детей с филимоновской росписью в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, правильно держать кисть, наносить аккуратно мазки при работе с красками, а также карандашами, фломастерами и восковыми мелками; подбирать палитру цветов, соответствующие филимоновскому орнаменту.

Слайд 3

История промысла Филимоновская игрушка – это один из древних художественных промыслов в России. Корни филимоновской игрушки уходят в глубокую древность – по данным археологов, возраст этой традиции от 700 до 1000 лет! (Найдены при раскопках курганов 19-21 веков в районе г. Одоева). История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Кто и когда сделал первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришёл в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». По преданию дед был игрушечником и гончаром, из остатков глины от гончарного производства Филимон лепил игрушки – и нечаянно основал многовековой народный промысел. Для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились у берегов реки Упы. В середине 19 века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимоново кормились гончарством. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки – яркие свистульки-игрушки. За что окрестные жители и прозвали их «свистульками». *** Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. Н. Денисов

Слайд 4

Цель курсовой работы: дать детям представления о филимоновской росписи, развить познавательный интерес и побудить детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Задачи курсовой работы: ознакомление с произведениями филимоновской росписи, с особенностями узора; формирование умений выполнять элементы росписи; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание уважения к произведениям народных мастеров

Слайд 5

Материал и принадлежности: Изделия «филимоновских» мастеров Фотографии Образцы работ Несколько глиняных свистулек Шаблоны игрушек с нанесенным на них уже желтым цветом Палочки ватные либо кисточки Гуашь, цветные карандаши или фломастеры: желтый, красный, зеленый Салфетки Б аночки для воды

Слайд 6

Типы фигурок (показывая детям изделия мастеров, мы знакомим с типами фигурок) Основных типов четыре: Антропоморфные – люди, барыни, солдаты, кормилицы, водоноски, всадники. Зооморфные – сельские животные. Лошадки, козы, бараны, свинки…И дикие олени, медведи.

Слайд 7

Типы фигурок Птицы – петушки, утки, гуси и даже павлины. Многофункциональные композиции – уже не для игры, а для украшения интерьера.

Слайд 8

Роспись филимоновской игрушки Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Каждая фигурка, узор и цвет – это символ. Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Красок всего три: желтая (фоновые полосы) - цвет величественного солнца, а также огня; красный или «малинка»- символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа ; зеленый - возобновление самой жизни.

Слайд 9

Значение узоров или орнаментов Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики . Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывную связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно: Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

Слайд 10

Последовательность росписи Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала желтый цвет, затем поверх него малиновый, в конце зеленый. Применяли тонкие полоски, круги, точки и короткие линии на ярком белом фоне. Чем позже нанесение, тем тоньше кисть.

Слайд 11

Этапы росписи 1 Этап. Игрушку «желтят» широкой кистью №3 – широкие линии, кружки, закрашивание отдельных частей. 2 Этап. Малиновой краской проводят тонкие линии кистью №1 – солнышки, елочки, геометрические узоры. 3 Этап. Между красными линиями накладывается кистью №1 зеленая краска.

Слайд 12

Примеры росписи игрушек

Слайд 13

Примеры росписи игрушек

Слайд 14

Современные формы

Слайд 15

Вывод: При рассматривании с детьми изделий или изображений с «филимоновской» росписью , внимание акцентируется в первую очередь , на стилевых особенностях росписи , во вторую ,на способность художественной композиции выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий ; в заключении , важно подчеркнуть лаконичность цветового решения , используемые в росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – НЕОБХОДИМАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства....

«Сотрудничество детского сада и школы их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в се...

Дошкольное образование - первая ступень общего образования

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, ...

Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования.

Пропедевтика имеет свои виды, формы, частоту. И.П. Лобанок выделяет следующие виды пропедевтики: точечная пропедевтика, эпизодическая пропедевтика, перспективно-опережающее обучение.Пропедевтика бывае...

План по самообразованию 2021-2023гг. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования народно-прикладного искусства

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...