Определение способностей и талантов детей посредством игровых проблемных ситуаций.
консультация

Селезнева Айгуль Венеровна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селезнева А.В.,

учитель-логопед МКДОУ № 5 г.Миньяра

доклад на тему

Определение способностей и талантов детей посредством

игровых проблемных ситуаций.

Реформа образования нацелена на всестороннее раскрытие и дальнейшее развитие способностей ребенка, создание оптимальных условий для проявления инициативы и творчества.

Это подтверждает и  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одним из условий которых является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Этот подход обозначен в принципах дошкольного образования: построение  образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь.

Талант может ярко проявиться в спортивных достижениях, музыке, на занятиях продуктивной деятельностью…

Талант или яркая одаренность человека могут быть как в различных областях деятельности, так и концентрироваться в какой-либо одной.

Мария Евгеньевна Богоявленская, один из авторов  разработки «Рабочая концепция одаренности» пишет: «Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности».

Как определить одаренность дошкольника? Как найти то занятие, в котором наиболее полно раскроется его способности, его талант?

Существует множество методов и приемов выявления способностей ребенка. В условиях детского сада определение способностей детей  наиболее эффективно  проходит в игровом взаимодействии, так как игровая ситуация является естественной для дошкольника.

Но нужно помнить, что не все виды игры будут при этом эффективны. Так, использование дидактических игр подразумевает руководящую роль взрослого, ребенок в этой ситуации становится отвечающим, не всегда имеет возможность проявить инициативу. А значит, дидактическая игра, не может помочь увидеть нам полную картину уровня развития ребенка и его способностей.

В этом случае наиболее точно определить способности дошкольника, выявить его талант поможет применение игровых проблемных ситуаций.

Игровые  проблемные ситуации - это полноценная, специально организованная игра.

При составлении содержания  игровых проблемных ситуаций необходимо придерживаться определенных условий:

- Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

- Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.

-  Исключаются показ, подробное объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок должен  самостоятельно находить способ достижения цели, решения предложенной проблемы.

- Решение игровой проблемной ситуации должно быть  максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

- Проблемная ситуация должна создавать некоторую  трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать  формированию потребностей в ее решении

- Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

Игровая проблемная ситуация создается педагогом с помощью определенных приемов, методов и средств:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Приведу несколько примеров игровых проблемных ситуаций, которые можно использовать в нашей работе:

1.  «Домик»

- Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.

Проблема: Ребята, что делать, как помочь зайке? Предложения детей.

А вы сможете построить для зайчика домик?

2. «Пожарная станция»

У Пожарной Машинки не было домика. Она очень мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут жить её подружки, такие же, как она.

Проблема: Как можно помочь Пожарной машинке? С помощью каких материалов мы можем это сделать?

3. «Лего-город»

 В одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости. Но  домов было так много, что человечки не успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти гости, очень огорчались.

Проблема: Чем можно помочь Лего-человечкам?

 Использование подобных игровых проблемных ситуаций для определения способностей и талантов дошкольников может осуществляться как в индивидуальной, так  и в групповой форме организованной деятельности детей. На протяжении  всей игры педагог наблюдает за деятельностью детей,  оценивает уровень выполнения, используя следующие критерии:

  • высокая восприимчивость к новизне ситуации,
  • устойчивое внимание к заданию,
  • «беглость» мышления,
  • наличие вопросов,
  • нахождение противоречий,
  • творческое адекватное решение задачи,
  • интерес к логическим заданиям в целом и к заданиям повышенной сложности,
  • стремление устанавливать причинно- следственные связи, находить ответ, даже ошибочный,
  • собственная поисковая активность ребенка.

Организуя и проводя работу по выявлению способностей и талантов воспитанников, очень важно помнить, что педагог должен не только определить способности ребенка, но и  в дальнейшем поддерживать и    совершенствовать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

консультация для педагогов на тему "Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций"

консультация содержит советы практического характера о этапах работы над проблемной ситуацией....

Развитие интеллектуальных способностей и повышение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную само...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в игровых проблемных ситуациях

В данной статье речь идет о том, какими же знания и навыки должен будет усвоить ребенок в детском саду? В первую очередь, у ребенка необходимо сформировать четкое понятие числа. Важно дать знания об а...

«Кейс и LEGO: развитие логического мышления и коммуникативных способностей детей через решение проблемных ситуаций».

        Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского ...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

В рамках системы педагогических наук, весьма важной проблемой является вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Это связано с тем, что у дошкольников не наблюдается психологическая реа...