"Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника"
консультация

Олеся Владимировна Попова

«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется»

 К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_vzaimodeystvie_semi_i_dou.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника

«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» 

 К.Д. Ушинский

Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью обогащения воспитательного опыта родителей.    

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Не один из вопросов развития и воспитания детей не может быть решён ДОУ без сотрудничества с семьёй. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Детский сад-первый несемейный социальный институт, воспитательное учреждение, с  которым  вступают в контакт родители, и  где формируется их педагогическая культура. [1]

 Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остаётся актуальной и значимой, так как участие родителей в жизни своих детей помогает им во многом разобраться. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличия мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Родители  благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом детского сада. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течении года мы проводили родительские собрания и тематические  встречи,  которые заканчивались совместным чаепитием: «Роль семьи в воспитании детей»; «Здоровьесбережение, как залог успешности ребёнка в социуме».

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье. [2]

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Совместно с родителями и детьми провели  гимнастику.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными наблюдателями. С этой целью мы используем разнообразные формы работы с ними. 

Формы работы с родителями подразделяются на 
•коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
•традиционные и нетрадиционные.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Здравствуй, осень золотая!», «В гостях у сказки»,  «Зимушка – зима»,  стало стимулом развития  чувства прекрасного у наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикуем награждение участников выставок. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность также сближает родителей и детей, подталкивает к взаимопониманию и доверию, делает их партнерами.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: папки – передвижки, брошюры, буклеты, информационные стенды. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.  Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч, где царит атмосфера взаимоуважения.

В нашем ДОУ проводятся мероприятия:

·    родительские собрания (групповые, общие);

·    индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;

·    индивидуальная работа педагогов с родителями;

·    совместные групповые и общие праздники, спортивные соревнования, конкурсы.

Взаимодействуя между собой родители стали понимать, что сотрудничество и партнёрские отношения детского сада с семьёй имеют большое значение. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые друг друга “объединения”, необходимые для правильного личностного и социального развития дошкольника. Необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Родители - активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Деятельность детского сада  и каждого сотрудника направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей.

Таким образом, можно сказать,  что сотрудничество и взаимодействие двух социальных институтов – родительской общественности и детского сада играют большую роль в успешной социализации ребёнка  в современном мире.

Библиографический список

  1. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.
  2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие / под ред. С.О. Филипповой. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Госуда...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Семейный альбом как одна из форм взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи в процессе социализации дошкольника

В данной работе показано, что взаимодействие детского сада и семьи дает возможность внести в традиционные педагогические формы новые инновационные приемы, что будет способствовать социализации детей в...

«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»

       Организованное систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм поможет укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств и ...

"Роль воспитателя в процессе социализации дошкольника."

Данная статья о необходимости понимания воспитателем своей роли в процессе познания мира маленьким человеком. О его вкладе в будущую личность и его мироощущение....

Консультация для педагогов «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функ...

Консультация для педагогов по теме: «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функ...