Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.
статья

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад 133 компенсирующего вида Выборгского района

Санкт-Петербург

Воспитатель: Басистая Елена Сергеевна.

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.

        

Проблема развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста                              на протяжении многих лет актуально для теории и практики дошкольного образования.

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка                          и закладывается фундамент дальнейшего развития.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено,                       что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом,                        то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кистей рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим развитие мышления ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении, начиная с младшего дошкольного возраста, должна проводиться большая систематическая работа по развитию ручной моторики, зрительно - двигательной координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцев и кистевых движений.

В группе детского сада целесообразно оборудовать «центр» по развитию ручной                  и мелкой моторики детей, в котором должен быть представлен весь ассортимент дидактического материала в соответствии с возрастом детей данной группы.

В нашей группе собрано достаточное количество разного материала для упражнений по развитию ручной моторики: разные виды мозаики, мелкий раздаточный материал, пазлы, предметы для сортировки (фасоль, горох и т.д.), бусы, игрушки                         с застегиванием и расстегиванием пуговиц, шнуровки, прищепки разного размера, разные виды вкладышей, веревочки, мячики, разнообразный природный материал.                          Весь дидактический материал постоянно пополняется, рассортирован в контейнеры                        с крышками разных форм и размеров, находятся в доступном месте для детей, что дает возможность самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.

Многие дети дошкольного возраста, с которыми специально не проводилось целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание                                     и расстегивание пуговиц, молний, а также шнурование ботинок. Поэтому свою работу мы начинаем с застежек, шнуровок. Дети выполняют соответствующие действия, которые помогают  координировать мелкие движения рук, формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей. Иногда эти задания выполняются с речевым сопровождением.

Важным моментом в проведении работы по развитию ручной моторики является правильно построенное речевое сопровождение: четкость, краткость и точность инструкций и вопросов взрослого, неторопливый темп. Эмоциональность и яркость речи взрослого облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала. Главной формой этого является использование комплексов пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. Желательно в группе иметь картотеку пальчиковых игр по всем лексическим темам.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,                   это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять, как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыграть небольшие сценки, рассказы, с сопровождением построения фигур их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать любые сказки, которые также можно сопровождать изображением различных фигурок               из пальцев. Так, например, с детьми старших групп мы разыгрывали такие сказки, как «Теремок», «Зайкина избушка», «Кот, петух и дрозд». И вот тогда наши пальчики становятся «пальчики – актеры». Какие - то фигуры мы разучиваем,                 какие – то придумываем сами.

А для разыгрывания сказок в группе детского сада необходимо иметь хорошо оснащенный «театрализованный центр» со всеми видами театров, так как развитие мелкой моторики проходит и через театрализованную деятельность. Хорошо иметь хороший подбор сказок по возрасту детей и, желательно, чтобы дети одну и ту же сказку могли обыграть, используя разные виды театров.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисование, аппликацией) и ручным трудом. Перед этими занятиями хорошо делать комплекс «разминка», для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или разноцветных шариков, в которые входят элементы массажа. Каучуковые шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук. («Мяч и Речь» - Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук). В этой книге представлено множество интересных игр, которые мы используем в своей работе, как со всеми детьми, так и индивидуально. Инструктор                     по физической культуре также проводит на своих занятиях игры и упражнения, направленные на развитие общей мелкой моторики. Используются такие атрибуты, как мячи разного размера, веревочки, маленькие кольца и т.д. В этом направлении у нас ведется большая работа.

Игровые упражнения рекомендуем выполнять и с гранеными карандашами разной толщины. Например, «покатай карандаш между ладонями», «покрути карандаш поочередно, меняя пальчики обеих рук», «удержи карандаш указательным пальцем» и т.д. А если разучить разные фигуры с использованием карандаша, то также можно                          это использовать для рассказывания и показа сказок.

Предложите детям интересные задания – это небольшие, упражнения                         по рисованию симметричных фигурок, узоров сразу двумя руками. Это, безусловно, вызывает интерес у детей и тренирует их умение координировать свои движения (например, мордочка медведя, лицо Машеньки в платочке и т.д.).

Большое удовольствие нашим детям доставляют игры с прищепками. У нас подобрано большое количество этого материала (разной величины, формы, цвета                            с разным нажимом). Игры с прищепками используем не только в индивидуальной работе, но и на занятиях по формированию элементарно – математических представлений,                       по лексическим темам (для этого у нас сделаны пособия, почти по всем темам). А дети стали использовать прищепки, как конструктор. При хорошей фантазии и развитых конструктивных навыках у детей получаются чудесные работы. Поэтому дидактические игры с прищепками мы решили продолжать использовать и в старших группах. У детей формируется умение разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.

В своей работе используем мы и бусы. О дидактической пользе бус можно сказать много – это развитие мелкой моторики, формирование навыков пространственной ориентировки, и приобретение детьми положительного опыта коммуникации, знакомства с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

Но бусы можно не только нанизывать на ниточку, перебирать их одновременно обеими руками, нанизывать их по цвету, форме, но с ними можно и поиграть. Для этого необходимо иметь обычные елочные бусы разного цвета. Если хотя бы раз дать детям попробовать поиграть с бусами, как дошкольники потом выкладывают из бус свои шедевры, фантазируют, проявляют свою выдумку. Сначала дети учатся по образцам, начиная с самого легкого (дорожка, завиток, облако, листик). А потом уже каждый ребенок будет захвачен удивительным процессом творения: выкладыванием бусами различных образов и превращений, любимых сказочных героев. Создавая свои шедевры, дети используют и другие разные материалы. После каждой пройденной лексической темы, мы с детьми создаем композиции на ковре. Например, «Осень наступила» (бусы, прищепки, стволы деревьев), «Подводный мир» (прищепки, бусы, счетные палочки, мозаика шестигранная), «Лесная поляна» (силуэты цветов, грибов, зверей, прищепки, бусы), «Корабли на рейде», «Бабочки и цветы» и т.д.

Можно использовать еще много материала: разные мозаики, конструкторы, пазлы, вкладыши, мелкий раздаточный материал, природный материал и д.р. – все это бесценный материал для развития внимания, мышления – способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Используя эти игры, можно провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых ребенку. И главное, чтобы в этой работе принимали активное участие и родители.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...