«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья (старшая группа)

Березина Ирина Николаевна

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

     Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

     В группах с нарушением речи  необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе изобразительной деятельности, а затем и совмещать с речью свою деятельность.

     Словесные обозначения помогают  детям выделить в предметах их признаки. Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию,  но и на развитие восприятия, воображения.

     В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей.

    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

     Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

     Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

• рисование пальчиками;

• рисование ватными палочками;

• тычок жесткой полусухой кистью;

• рисование ладошками и из ладошек;

• рисование печатками и различными предметами;

• рисование восковыми мелками и свечой;

• печать по трафарету;

• набрызг;

• рисование мятой бумагой;

• рисование пластилином;

• аппликация из бумажных шариков;

• рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

• кляксография с трубочкой.

     Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

    Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи.

 

Список литературы

  1. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.
  3. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112
  4. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9.
  5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области

 основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевска  городского округа  Новокуйбышевск  Самарской области

структурное подразделение  « Детский сад « Родничок»

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление
воспитателя

структурного подразделения «Детский сад «Родничок»
г.о. Новокуйбышевск

Березиной

Ирины Николаевны

г.Новокуйбышевск, 2017г.

   Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

     Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

     В группах с нарушением речи  необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе изобразительной деятельности, а затем и совмещать с речью свою деятельность.

     Словесные обозначения помогают  детям выделить в предметах их признаки. Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию,  но и на развитие восприятия, воображения.

     В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей.

    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

     Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

     Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

• рисование пальчиками;

• рисование ватными палочками;

• тычок жесткой полусухой кистью;

• рисование ладошками и из ладошек;

• рисование печатками и различными предметами;

• рисование восковыми мелками и свечой;

• печать по трафарету;

• набрызг;

• рисование мятой бумагой;

• рисование пластилином;

• аппликация из бумажных шариков;

• рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

• кляксография с трубочкой.

     Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

    Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи.

Список литературы

  1. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.
  3. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112
  4. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9.
  5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...

Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. В последние годы в рамках общемирового процесс...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...