Проект по организации сюжетно - ролевой игры "Студия красоты"
проект (старшая группа)

Федорова Галина Александровна

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Есть много форм и методов организовать сюжетно - ролевую игру, способов расширить игровые роли. Мы хотим поделится с Вами опытом по организации сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_syuzhntno_rol._igry.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

сюжетно-ролевой игры «Студия красоты «Селфи».

          Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и игра.

Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей: старшая группа (с 5 до 6 лет).

Продолжительность проекта: краткосрочный 

Сроки реализации: с 14 по 25 ноября (2 неделя)

Актуальность проекта:

                                                 Без игры нет и не может быть полноценного

                  умственного развития.

                          Игра – это огромное светлое окно,

                                                 через которое в духовный мир ребенка вливается

                                             живительный поток представлений, понятий.

                              Игра – это искра, зажигающая огонек

                       пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходит во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей, играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.

Учитывая интересы нашей группы (в группе всего 6 мальчиков), а остальные девочки. И девочки любят играть в игры с мальчиками. Поэтому игра «Студия красоты» является актуальной и современной, т. к. каждая девочка, хочет выглядеть красиво и быть похожа на свою маму и мальчики участвуют в игре девочек.

Освоение проектного метода организации сюжетно-ролевых игр с детьми позволяет создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Во время игры дети работают активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий русского языка. А широкое использование ее в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.

Цель проекта: расширить и углубить знания детей о профессиях, связанных с индустрией красоты, продолжать формировать у детей умение усложнять игру путем расширения состава ролей.

Задачи проекта:

  1. Формировать умение комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.
  2. Побуждать детей самостоятельно распределять роли, увеличивая количества объединяемых сюжетных линий.
  3. Подготавливать необходимые условия для творческого самовыражения.
  4. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
  5. Обогащение и расширение словарного запаса, развитие диалогической речи.
  6. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.
  7. Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость, дружеские взаимоотношения; способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Формирование готовности детей самостоятельно получать знания о специалистах, работающих в данной сфере.
  2. Формирование мыслительно -поисковой деятельности детей.
  3. Развитие диалогической и монологической речи.
  4. Совершенствование и расширение игровых умений детей.
  5. Формирование желание родителей быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
  6. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать.

Предварительная работа:

  1. Изучение необходимой литературы.
  2. Подбор атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Студия красоты»
  3. Картотека пальчиковых игр, физминуток о профессиях, связанных с индустрией красоты.
  4. Подбор необходимой детской литературы по данной теме для старшего дошкольного возраста.
  5. Проектирование игровых зон
  6. Проведение викторины «Современные профессии»

Работы с родителями по формированию сюжетно-ролевой игры в семье:

  1. Привлечение родителей к подбору атрибутов.
  2. Оформление стенда: «Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
  3. Оформление папки-передвижки «Сюжетно - ролевая игра в жизни ребенка».
  4. Консультация на тему «Чему учат сюжетно-ролевые игры».
  5. Анкетирование родителей по теме: «Роль игры в жизни ребенка»

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка и реализация проектных карт по сюжетно-ролевой игре «Студия красоты».
  2. Оформление презентации «Студия красоты».
  3. Обобщение опыта на педсовете ДОУ

Этапы реализации проекта

Этапы, сроки

Название

Содержание работы

педагога

I этап

Поисковый (подготовительный)

  • Разработка проекта «Студия красоты»
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор художественной литературы.
  • Изготовление атрибутов.
  • Проектирование игровых зон.

II этап

Аналитический

  • Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта.
  • Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
  • Составление плана реализации проекта.

III этап

Практический (основной)

Организация сюжетно – ролевой игры в рамках проекта, организация ООД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.

IV этап

Заключительный

Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОО, и на родительском собрании.


Заключение.

Мы проанализировали необходимую методическую литературу, оформили все игровые зоны, изготовили совместно с детьми и пополнили совместно с родителями атрибуты к сюжетно – ролевой игре. Таким образом, данный проект позволил создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Мы расширились игровые приемы, стали больше использовать игровые оборудование и предметы – заместители.

У детей возрос интерес к сюжетно-ролевой игре. Во время игры дети работали активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий русского языка. У детей повысилась культура поведения, культура взаимоотношений, а также изменилось отношение к результатам чужого и собственного труда.

Мы пришли к выводу, что сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Дети открыл для себя удивительный мир слов и задумались над их значением, что обогатило их словарный запас.


Научно – методическое обеспечение проекта.

  1. Программа Вераксы «От рождения до школы».

2.        Авторская программа Н.А. Виногадовой, Н.В. Поздняковой «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников».

3.        Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-6 лет. Технологические карты. Предметно – игровая среда. Сценарии сюжетно – ролевых игр».

4.        Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учй1реждений».

5.        Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г. Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми».

        

 

 

План реализации проекта

Тема дня

Организация деятельности

Ролевые действия

Оформление игровой зоны

«Администратор»

  1. Беседы с детьми «Правила поведения в парикмахерской».
  2. Игровая ситуация «Запись на процедуру».
  3. Рисование «Изготовление визиток».
  4. Пальчиковая гимнастика: «Профессии».

Записывает на процедуру. Ведет запись, выполняет пожелания клиента (предлагает журнал, кофе, чай). Отвечает на телефонные звонки.

1. Фойе (диван, кресла, журнальный столик, журналы, каталоги).

2. Рабочее место администратора (стол, стул, блокнот, ручка, телефон, чайник, чай, чайный сервиз).

«Стилист»

  1. Беседа «Работа стилиста».
  2. Дидактические игры: «Кто что носит?», «Чего не хватает?».
  3. Игровая ситуация «В гостях у стилиста».
  4. Конкурс рисунков «Одежда моей мечты».
  5. Чтение японской сказки. «Самый красивый наряд на свете».

Получает заказ клиента. Делает макияж. Помогает подобрать аксессуары.

Рабочее место стилиста (бусы, заколки, шляпы, сумки. платки и т.д).

«Мастер маникюра»

  1. Беседы с детьми на тему «Мастер маникюра»
  2. Дидактические игры: «Кто больше запомнил», «Найди пару», «Что здесь лишнее?».
  3. Изготовление атрибутов (набора открыток с эскизами рисунков для ногтей)
  4. Чтение стихотворения С.А. Васильева «Стихи о парикмахере» и «Загадки о парикмахере».

Получает заказ клиента. Делает маникюр.

Рабочее место мастера по маникюру (набор инструментов и косметических средств, полотенце, стол, стул).

«Косметолог»

  1. Беседа на тему «Неряха – замораха (предметы гигиены, КГН, уход за кожей лица)».
  2. Игра малой подвижности «Чистюли».
  3. Изготовление каталога средств по уходу за лицом и телом.
  4. Игровая ситуация: «В кабинете косметолога».
  5. Рассматривание профессиональных журналов иллюстраций о работе парикмахера, фотографий причесок.

Получает заказ клиента. Делает массаж и лица, наносить косметические средства.

Рабочее место косметолога (набор инструментов и косметических средств, полотенце, стол, стул, кровать, халат, шапочка).

«Барбер, парикмахер»

  1. Беседа с детьми «Кто такой барбер? Отличия барбера от парикмахера»
  2. Дидактические игры: «Кто больше назовет действий».
  3. Изготовление атрибутов (оформление альбомов с женскими, мужскими и детскими прическами, стрижками)
  4. Конкурс «Лучшая прическа»
  5. Чтение стихотворения С. Михалкова «Папа к зеркалу садится»

Получает заказ клиента. Делает прическу, моет голову, сушит феном, подстригает. Выписывает талон для оплаты за услуги. Дает советы.

Рабочее место парикмахера, барбера (набор инструментов, стул, стол, зеркало, манишка, фартук, косметические средства).

«Визажист»

  1. Беседа «Кто такой визажист»
  2. Дидактическая игра: «Собери портрет»
  3. Игровая ситуация: «Я рисую на лице»

Получает заказ клиента. Наносит макияж

Рабочее место визажиста (набор инструментов, палетки, стол, зеркало, кисти, фартук, косметические средства)

«Клиент»

  1. Беседа
  2. Дидактические игры «Добрые и вежливые слова»
  3. Рассказывание сказки М. Скребцова «Чудесный парикмахер»

Делает заказ, расписывается за него, проверяет. Благодарит за работу.

Сумка, пакет, телефон.

С/р игра «Студия красоты»

  1. Игра «Кому что нужно для работы»,
  2. Игра «Что умеют мастера»
  3. Организация сюжетно ролевой игры «Студия красоты».
  4. Составление рассказа «Кем я был в студии красоты»

Использование полученных навыков.

Оформление всех игровых зон.

Приложение 1

Сюжетно – ролевая игра «Студия красоты»

             Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

  Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие».

Интегрированные задачи:

  1. Образовательные. Продолжать способствовать проявлению у детей интересных замыслов игры; самостоятельно ставить для их реализации репродуктивные и инициативные задачи себе и сверстникам. Побуждать детей отображать в игре " разнообразные действия взрослых (клиентов и мастеров, администратора и т. п., взаимоотношения, общение между людьми). Побуждать к проявлению инициативы детей в общении со сверстниками по поводу игры "Салон красоты". Продолжать формировать умение сопровождать игровые действия речью. Закреплять правила поведения в общественном месте.
  2. Развивающие. Расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.
  3. Воспитательные. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет.

Вид деятельности: игровая, двигательная

Материалы и оборудование.

  1. Фойе (диван, кресла, журнальный столик, журналы, каталоги).
  2. Рабочее место администратора (стол, стул, блокнот, ручка, телефон, чайник, чай, чайный сервиз).
  3. Рабочее место стилиста (бусы, заколки, шляпы, сумки. платки и т.д).
  4. Рабочее место мастера по маникюру (набор инструментов и косметических средств, полотенце, стол, стул).
  5. Изготовление атрибутов (набора открыток с эскизами рисунков для ногтей)
  6. Рабочее место косметолога (набор инструментов и косметических средств, полотенце, стол, стул, кровать, халат, шапочка).
  7. Рабочее место парикмахера, барбера (набор инструментов, стул, стол, зеркало, манишка, фартук, косметические средства). Изготовление атрибутов (оформление альбомов с женскими, мужскими и детскими прическами, стрижками)
  8. Рабочее место визажиста (набор инструментов, палетки, стол, зеркало, кисти, фартук, косметические средства)
  9. Сумка, пакет, телефон.

Ход занятия.

Организационный момент.

(Воспитатель привлекает внимание детей)

Воспитатель: Ребята, Артем в течение всей этой недели ходит и фотографирует вас. Я предлагаю вам оказать ему помощь в создании красивых фотографий, для этого нам нужно хорошо выглядеть. В этом нам сможет помочь «Студия красоты»

Воспитатель: Скажите, что такое «Студия красоты»?

Дети: Это место где предоставляются услуги парикмахера, мастера маникюра, где делают человека красивым.

Основная часть

1. Игра "Что умеют делать мастера"

(Воспитатель читает стихотворение, дети вставляют пропущенные слова по смыслу)

Если вы пришли в салон,

Вот вам на прием (талон).

Тут наденут вам манишку,

Захотите - будет (стрижка).

Мастер в руки взял расческу,

Будет делать вам.(прическу).

Может голову помыть,

Может бороду (побрить).

Получилось так красиво,

Что вы скажете (спасибо).

2. Беседа о мастерах.

Воспитатель: А что за мастера работают в студии красоты?

Дети: Парикмахер, барбер, мастер маникюра, стилист, косметолог, визажист?

Воспитатель: Какие услуги предоставляет парикмахер, барбер?

Дети: Парикмахер стрижет, делает прически, укладывает и красит волосы.

Воспитатель: А какие инструменты нужны ему для работы?

Дети: Расчески, ножницы, лак для волос, бигуди, краска для волос, фен, плойка, заколки…

Воспитатель: А что делает мастер маникюра?

Дети: Ухаживает за ладонями, пальцами и ногтями.

Воспитатель: Что ему необходимо для работы?

Дети: Лак для ногтей, крем для рук, пилочка, растворы для ванночек, ножницы маленькие, щипчики.

Воспитатель: Какие услуги предоставляет стилист?

Дети: Делает прически, наряжает.

Воспитатель: А какие инструменты нужны им для работы?

Дети: Сумки, шляпы, бусы, заколки…

Воспитатель: А что делает косметолог?

Дети: Ухаживает за лицом.

Воспитатель: Что ему необходимо для работы?

Дети: косметические средства, полотенце, стол, стул, халат, шапочка

Воспитатель: Какие услуги предоставляет визажист?

Дети: делает макияж.

Воспитатель: Что ему необходимо для работы?

Дети: косметика, кисти, спонджики.

Воспитатель: Дети, скажите, а как называют человека, который пришел в салон красоты?

Дети: Клиент.

Воспитатель: Кроме мастеров, в салоне красоты есть администратор – он записывает людей к необходимому мастеру, ухаживает за клиентами.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, какие правила надо соблюдать в салоне красоты?

Дети: Не кричать, сидеть тихо, дожидаться своей очереди.

Вот здесь у нас Салон красоты

И с радостью он всех нас ждет,

И здесь светло и интересно,

И зеркала, духи и кресла.

Ну, а прически, что за диво?

И локоны- все так красиво!

3. Распределение ролей.

Воспитатель: Ребята, давайте в группе откроем свой салон красоты. Мы с вами сможем выполнить задачи этих мастеров?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нам нужно распределить роли. Разрешите, директором салона буду я. Я буду наблюдать за вашей работой и, если потребуется, окажу помощь.

Я приготовила карточки, на которых изображены роли. Какую карточку вытяните, ту роль на себя и возьмете. Согласны? (Вытягивают роль)

4. Ход игры.

Воспитатель: Ребята-мастера, как вы должны вести себя в салоне красоты? 

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята, будьте с клиентами внимательны, вежливы, аккуратно обращайтесь с оборудованием, на рабочем месте соблюдайте порядок.

Мастера проходите на свои места и готовьте свое рабочее место.

Воспитатель: Дорогие наши клиенты, вместо оплаты услуг деньгами, в первый день открытия нашего салона, я предлагаю оценить качество работы мастеров вот такими жетончиками: веселый смайлик отдаете, если вам все понравилось, а грустный т- если не понравилось в салоне красоты. В конце рабочего дня мы подведем итог.

Итак, наш салон начинает свою работу! 

Директор:

Хотим представить вам салон,

Да не простой, а красоты.

Отделов много разных в нём

Любой найдёшь по вкусу ты.

Прошу пройти к администратору

Здесь ознакомят Вас со всем.

Запишут, подберут услугу

Всё быстро, чётко, без проблем!

После прочтения стихотворения клиенты подходят к администратору, и он их направляет к нужному мастеру. Остальные проходят в зал ожидания. Администратор предлагает посмотреть журналы, предлагает чашечку чая. Ребенка, сделавшего прическу с маникюром, отправляют к администратору, он оставляет свой жетон и его отправляют к фотографу.

Воспитатель наблюдает за игрой ребят. И если необходимо направляет.

Через некоторое время воспитатель: Ребята, скоро наш салон красоты будет закрываться.

Воспитатель: Работа салона красоты завершена. Мастера приводите в порядок свои рабочие места, администратор, посчитайте, пожалуйста, количество жетонов. Молодцы, все отзывы положительные! Отличная работа! Все знают свое дело!

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне, и мы обсудим нашу игру.

- В какую игру мы с вами играли? 

- Вам понравилось?

- Что интересного было в игре?

- Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми?

(Воспитатель с детьми обсуждают каждую роль. Затем воспитатель предлагает каждому ребенку (клиенту) сказать, кто, по их мнению, справился со своей ролью лучше. При этом дети должны обосновать: "Мне понравилось или не понравилось, потому что ты…(например: была очень вежливым администратором, или мне понравилось, какую ты сделала прическу и т. п.) "

Воспитатель: Я тоже хочу вам всем сказать "спасибо за игру".


Анкетирование

 «Роль игры в жизни ребенка»

1. Какие игры вы считаете наиболее важными для развития вашего ребенка (расставьте номера по степени значимости)

-обучающие компьютерные

-игры развивающие логическое мышление

-сюжетные игры (напр. «Магазин», «Дочки-Матери» («Семья»)

-подвижные и спортивные игры

2. Перечислите любимые игры вашего ребенка

__________________________________________________________

3. Играете ли вы вместе с ребенком? В какие игры?

__________________________________________________________

4. Какие роли в игре выбирает ваш ребенок

- героев популярных мультфильмов

- людей с профессиями, которых он часто сталкивается напр. врач, продавец и т. п., другие, перечислите их

__________________________________________________________

5. Интересует ли вас информация о роли игры в жизни и развитии ребенка?             ДА                           НЕТ

7. Нужно ли, УЧИТЬ ребенка играть?

ДА                          НЕТ                          НЕ ЗНАЮ…

8. Согласны ли вы с выражением «ИГРА – ШКОЛА ЖИЗНИ»

ДА                         НЕТ                            НЕ ЗНАЮ…

С П А С И Б О!

                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах"

Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах" (план, арты контроля и аналитическая справка об итогах)...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Презентация проекта по организации сюжетно - ролевой игры "Студия красоты"

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели дея...