Конспект занятия по шахматам для подготовительной к школе группы. Повторение.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Арина Александровна Исак

Данный материал содержит конспект занятия по дисциплине "Шахматы" для подготовительной к школе группы. Файл содержит в себе материалы для повторения изученных фигур, направлений (вертикаль, горизонталь, диагональ), а также физкультурную минутку и гимнастику для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty._isak_a._a.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Исак А. А.

Конспект занятия по шахматам для подготовительной к школе группы. Повторение.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по загадочному миру интересной игры. И для того, чтобы узнать, о какой пойдет речь, вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

1 слайд)

На квадратиках доски

Короли свели полки,

Но для боя у полков

Нет ни пушек, ни штыков.        
Что это?
(шахматы)

2 слайд: История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Были изобретены они в Индии в V – VI веке и  распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

3 слайд:

Зовется Шахматной страной
Двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
Двухцветная война
Там обе армии смелы,
Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
В другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней,
Вот там закон какой!

4 слайд: Что за фигуру вы видите на слайде? Верно, это пешка.

Пешка, маленький солдат,

лишь команды ждёт,

чтоб с квадрата на квадрат

двинуться вперёд.

На войну, не на парад,

пешка держит путь,

ей нельзя пойти назад,

в сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей,

в рукопашный бой,

первым ходом можно ей

сделать шаг двойной.

А потом — вперёд, вперёд,

за шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт?

Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна

пешка до конца –

превратится там она

в грозного бойца.

Кем ей стать – ферзем, ладьей?

Может быть, конем?

Как решить вопрос такой,

Мы потом поймем.

5 слайд: Что за фигуру вы видите на данном слайде? Верно, это ладья.

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

может двигаться она.

Эта башня боевая

неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

в бой её скорей веди!

6 слайд: А какая фигура на данном слайде? Конь, правильно.

Не мила коню неволя,

перед ним простор широк,

очень ловко на два поля

совершает конь прыжок,

замечательный прыжок:

поле — прямо, поле — вбок!

Ну, а если угрожает

окружения заслон,

через тех, кто окружает,

перепрыгивает он,

совершает конь прыжок:

поле — прямо, поле — вбок.

Замечательный прыжок:

поле — прямо, поле — вбок!

7 слайд: А на данном слайде вы видите фигуру под названием «слон».

Если слон на белом поле

встал вначале (не забудь!),

он другой не хочет доли —

знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

слон стоит, вступая в бой,

ходит, правилам покорный,

чёрной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

цвету одному верны.

8 слайд: Следующая фигура – ферзь.

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

доски чёрно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали —

ты больше вниманья ферзю удели.

9 слайд: И последняя фигура на сегодня – король.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

10 слайд: Немного отдохнем и выполним гимнастику для глаз.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Выполняют круговые движения глазами.

Выполняют движения глазами влево – вправо.

Выполняют движения глазами вверх – вниз.

11 слайд: А теперь давайте вспомним направления, по которым ходят наши фигуры.

Как называются косые линии доски, проходящие через поля одного цвета? (диагонали) Верно. Шахматные диагонали бывают белые и чёрные. Диагонали разные по длине. Бывают совсем маленькие. Диагональ, проведённая из угла в угол, называется большой диагональю.

Что такое вертикаль? Покажите мне вертикальную линию.

Что такое горизонталь? Покажите мне горизонтальную линию.

Как соединяются клетки в горизонталях, вертикалях и диагоналях? (В горизонталях соседние клетки соединяются боковыми сторонами, в вертикалях – верхней и нижней сторонами, а в диагоналях клетки соединяются противоположными углами)

12 слайд: Отлично, вы – большие молодцы. Расскажите, чем мы занимались на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось сегодня? Что для вас было трудно?

Молодцы, мы с вами отлично потрудились. Я закончила наше занятие, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД для подготовительной к школе группы «Светофор»

Конспект занятия по ПДД для подготовительной к школе группы «Светофор»Цели:-        повторить правила дорожного движения;-...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе: «Нам скоро в школу»

Конспектзанятия по математикев подготовительной к школе группе:«Нам скоро в школу»...