Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть для становления личности дошкольника».
консультация (старшая группа)

ДОУ было, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего, оно служит и будет служить для того , чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового времени и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью.

А поскольку воспитание – это разумно организованная жизнь ребенка, то детский сад, воспитатели должны уметь строить свою деятельность согласно времени, изменениям в обществе, уметь учитывать свою национальные традиции, прошлое страны. « Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Патриотизм – важнейшее человеческое качество. И главное – стремление участвовать в жизни общества на благо Родины, изучении прошлого страны.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть для становления личности дошкольника».

Составила: Пеньшина Е.А. воспитатель.

ДОУ было, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего, оно служит и будет служить для того , чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового времени и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью.

А поскольку воспитание – это разумно организованная жизнь ребенка, то детский сад, воспитатели должны уметь строить свою деятельность согласно времени, изменениям в обществе, уметь учитывать свою национальные традиции, прошлое страны. « Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Патриотизм – важнейшее человеческое качество. И главное – стремление участвовать в жизни общества на благо Родины, изучении прошлого страны.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Воспитатель должен так организовать сообщения детям знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развивать любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о природе родной страны, о труде, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Воспитатель учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту людей труда. Прогулка в лес, на детскую площадку предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и нравственной.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу. Чем интереснее и целенаправленнее воспитатель организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становиться детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми, чтобы защитить свою Родину от врагов.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Богатство народных традиций, славные страницы истории народа воспитывают патриотизм, любовь к Родине и к Отечеству. Именно общение с духовными ценностями возвышает человека, приобщает его к наследию мировой культуры и должно нести идею сохранения и приумножения этого богатства в новой эпохе.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.
Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.
Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Зимой организуется помощь ветерану В.О.в уборке  снега. «Бери сынок, свою детскую лопатку, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой помогали ветерану В.О.в».
Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Поэтому воспитатель, воспитывая будущих граждан страны, должен учить их радоваться труду на общее благо, прививать им чувство порученного дела, приучать самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение.  Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в дошкольном образовании как неотъемлемая часть в развитии личности ребенка

К творчеству ребенка целесообразно применять эпитет «натуральное творчество», имея в виду различение натуральных и высших психических функций Л.С. Выготского (1983). Содержательная характеристика нату...

Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника

статья о важности патриотического воспитания дошкольников, о том,  с чего оно начинается...

"Роль патриотического воспитания в становлении личности дошкольника" (проект "Этих дней далеких позабыть нельзя...")

Долгосрочный проект "Этих дней  далеких позабыть нельзя..." как одна из форм работы пои патриотичексому воспитанию дошкольников.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активиз...

«Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности»,

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личностиБольшую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и предметов. Память, мышление, ...

Консультация для родителей: "Эстетическое воспитание – составная часть духовного становления личности "

Путь обновления, на который становится вся система народного образования в стране, предусматривает коренное изменение воспитания молодого поколения....

Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...