Из опыта работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Жувасина  Наталья Николаевна

Тема  выступления «Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям»выбрана не спроста, все мы знаем ,что 2022 год- был объявлен годом культурного наследия народов России и августовская выставка посвящена «Культура наследия от поколения к поколения».И мне хочется поделиться с вами из с опыта работы ,тем, что на протяжении 4 месяцев с детьми подготовительной группы был реализован культурно-творческий (детско-родительский проект) «Мой дом-моя крепость». Данное направление очень актуально в данное время, так как в культурной жизни нашей страны произошли измения, Развитие высших информационных технологий:интернета,телевидение,взрослые и дети испытывают дефицит общения, утрачивают семейные связи и ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vystupleniya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления «Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям»

1 слайд Тема моего выступления «Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям»выбрана не спроста, все мы знаем ,что 2022 год-объявленн годом культурного наследия народов России и августовская выставка посвящена «Культура наследия от поколения к поколения».И мне хочется поделиться с вами из своего опыта работы ,тем, что на протяжении 4 месяцев с детьми подготовительной группы был реализован культурно-творческий (детско-родительский проект) «Мой дом-моя крепость».

2 слайд Данное направление очень актуально в данное время, так как в культурной жизни нашей страны произошли измения,Развитие высших информационных технологий:интернета,телевидение,взрослые и дети испытывают дефицит общения, утрачивают семейные связи и ценности.

У меня к вам вопрос? А какие вы можете назвать семейные традиции, или какая семейная традиция в вашей семье(очень интересно послушать).Да семейные традиции-это основа уклада дружной и крепкой семьи.

3 слайд Поэтому  цель нашего проекта осуществлять сплочение родителей и детей через приобщение к народным и семейным традициям. Нами были использованы различные формы взаимодействия с родителями и социумом. А именно:

 4 слайд I этап –ознакомительный

Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

5 слайд 1. Анкетирование родителей на тему: «Семейные традиции» (приложение 1).

2.  Беседа  с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

6 слайд II этап –просветительский

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками, традициями  через разные формы работы.

Формы работы с детьми:

1.Беседа с детьми на тему:

«Семейные праздники и традиции»

«Моя родословная»

«Мои близкие»

7 слайд 2.Районная центральная библиотека провела познавательный час «Традиции русской семьи»

3.Чтение художественной литературы

8 слайд 4. Игры:

Сюжетно-ролевые игры:

 «Дочки – матери»

 «Мама в салоне красоты»

«Семья дома»

9 слайд «День Рождения»

Словесно- дидактические игры:

 «Волшебный цветок»

10 слайд «Моя семья» « Найди отличия» «Разложи правильно».  

 11 слайд 5. Развлечения:

 «День Защитника Отечества» «Мама, мамочка моя!»

12 слайд 6.Рисование  «Моя дружная семья» «Маму  я  свою очень люблю».

13 слайд Аппликация «Подарок для папы» «Подарок для мамы».

14 слайд 7.Театрализованное представление:

«Святки – колядки »

Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.

15 слайд Формы работы с родителями:

1. Консультации для родителей на темы: 

«Народные праздники»

«Почему пекут блины в масленичную неделю?» 

«Семейные традиции»

«Игры, хороводы наших бабушек»

«Как удивить детей новогодними подарками?»

«Роль родителей в возрождении русских традиций».

2.Изготовление  лэпбук «Моя семья»

3. Создана «Домашняя игротека» народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями  

16 слайд 4.Памятки-буклеты для родителей

«Зачем нужны семейные традиции» 

«Семейные традиции»

5. Сбор семейных реликвий «Бабушкин сундук».

6. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

17 слайд 7. Родительское собрание по теме «В каждой семье свои традиции»

8. Фотовыставка

 «Наши семейные увлечения»

18 слайд III этап – практический

Цель этапа: Использование традиционных форм и поиск новых наиболее эффективных форм работы.

 1.Выставка генеалогического древа «Моя родословная». В семью должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предложили родителям составить свое генеалогическое древо  «Моя родословная» до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А.С.Пушкина, а всего 15-20 листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.

2.Мини-музей семейных реликвий «Бабушкин сундук»» - создание мини-музея семейных реликвий, традиций. Нужно было собрать семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предложили  родителям провести разведку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это подвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.

19 слайд 3. Создан альбом «Любимый блюда нашей семьи». В данный  альбом вошли рецепты любимых блюд каждой семьи. Так как наш детский сад – тоже семья, а гостеприимство-это добрая традиция на Руси и  каждой семьи, поэтому родители воспитанников приносили в группу отведать их угощения.

4.Обобщающее занятие « Моя семья» (приложение 6) Целью данного занятия было обобщить и систематизировать у детей знания о семье как о людях, которые живут вместе, имеют общие интересы и сохраняют семейные традиции.

20 слайд 5.Создание фотовыставке «Я и моя семья». Родители охотно откликнулись на предложение в создании выставке и для того случая отобрали из семейного фотоархива снимки.

21 слайд 6.Технология «Десант». Данную технологию использовали для того,  чтобы дети вышли из знакомого пространства и поделились  своими знаниями, открытиями  которые  приобрели при реализации данного проекта. Данная технология помогает детям развивать коммуникативные навыки эффективно взаимодействовать друг с другом, а также побороть свой страх выступаю публично, перед аудиторией. Что немало важно, для подготовки к школьному обучению. А для этого нужно:

1.Выбор темы. Тема данного «Десанта»- «Такие удивительные семьи».

2.Обсуждение общего плана. Обсудить с детьми, как они представляют себе то, что будет происходить, куда пойдут, о чем будут говорить, нужны  ли им картинки, фотографии. Выяснить, сколько человек идут, день и время.

3.Составление плана рассказа. Обсудить между собой, то, что будут рассказывать. Зарисовать рассказ мнемосимволами. Проговорить рассказ в группе. 

22 слайд 4. Десант. Этап Действия. Когда дети первый раз идут рассказывать другим.

23 слайд Обсуждение. Рефлексивный круг. 

6.Сбор фото и видеоматериала.

 24 слайд IX этап-продуктивный

Цель этапа: Систематизировать знания полученных в рамках проекта «Мой дом-моя крепость».

        На каждом этапе проекта появлялась новая информация, дополнялась новым материалом, что  способствовало созданию «Интерактивной стены», которая и послужила продуктом данного проекта.

Интерактивная стена – это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающей среды ДОУ. Стена превращается  в живой экран.

Заключение.

Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что культурные ценности нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой. Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».

Таким образом приобщение детей и родителей  к культурным ценностям , через проектную деятельность,получил положительный отзыв от родителей.Статья о данном проекте  была опубликована   в электронном СМИ,в печатном издании,и участвовали в муниципальном конкурсе «Путь духовности»ожидаем результат.Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для педагогов  "Картотека опытов"...

Технологические карты выполнения опытов для детей старшего дошкольного возраста

Технологические карты пдля самостоятельной экспериментальной деятельности....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

НОД для детей старшего дошкольного возраста с применением мультимедийных игровых культурных практик

Занятие разработано для закрепления  элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы....

Конспект НОД (для детей старшего дошкольного возраста по математике) с применением культурных практик игрового взаимодействия с использованием интерактивных технологий

В ходе Нод происходит обеспечение игрового пространства с применением культурных практик, способствующих развитию познавательных действий. Решаются следующие задачи: совершенствуется умение строить чи...

Обобщенный опыт работы по теме "Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»

Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»...