Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"
консультация

Манухина Ольга Юрьевна

    Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Использование современных технологий

в художественно - эстетическом развитии дошкольников"

Подготовила:

воспитатель МДОУ ВМР «Детский сад  № 15 «Лужок»

Манухина Ольга Валерьевна

    В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

    Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

   Задачи по изобразительной деятельности:

-Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

-Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

-Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

   Для реализации задач по изобразительной деятельности нужны педагогические технологии.

   Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:

-игровая технология

-наблюдение

-экскурсия (реальная и/или виртуальная)

-технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

-эвристическая беседа

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология «ТРИЗ» (решение изобразительных задач)

-технологии проектной деятельности

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать.

В развитии изобразительного творчества у детей, выразительность образа во многом зависит от используемых детьми художественных техник, которые можно разделить на классические и неклассические.

Сначала ребенок осваивает классические техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, соус, карандаш, фломастер). А затем уже неклассические техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).

В основе неклассических техник лежит эксперимент с материалами. Неклассические техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.

Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические и неклассические художественные техники.

Педагоги нашего детского сада активно используют технологии:

Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях

Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.

Экскурсии – условно делятся - по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции - на два вида: реальные и виртуальные.

Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.

Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.

Так же в детском саду проводятся выставки, направленные на воспитание интереса к современному и народному искусству; развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольника, формирование ценностных эстетических ориентиров.

Технология исследовательской деятельности.

Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т. д.

Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

Игры с цветом:

-Получение новых оттенков путем смешивания красок.

-Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.

-Овладение разными изобразительными инструментами.

-Создание разных изобразительных материалов.

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.

В своей работе, я активно использую технологию ТРИЗ в обучении дошкольников.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречии

е окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Информационно-коммуникационные технологии

Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.

Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Но также есть и минусы данной технологии - это трудности экономического характера, не хватает средств и технического оснащения, а так же остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться современной техников, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для решения данной проблемы педагоги проходят курсы по повышению профессионального мастерства.

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники

Решение изобразительных задач позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Современные  подходы к вопросам  художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...

Консультация для родителей и воспитателей "Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие создания психологического здоровья"

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствова...

Консультация "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"

К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:-игровая технология-наблюдение-экскурсия (реальная и/или вир...

Консультация "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников младшего возраста "

  В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать ...

Консультация "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"

  Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сф...