Семинар "Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками"
презентация

Черкасова Юлия Вячеславовна

Презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

для педагогов ДОУ

«Учет свойств темперамента

в воспитательно-образовательной работе

с дошкольниками»

Цель:

- углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента;

- развивать умения педагогов анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, «Презентация», листочки с вопросами для рефлексии и шариковые ручки по числу участников, памятки для педагогов «Типы темперамента ребенка и их характеристика».

Ход семинара:

Психолог: Добрый день, коллеги. Я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Я всем желаю хорошего настроения, плодотворно поработать и с пользой провести время.

Сегодня мы поговорим о темпераменте человека и попробуем разобраться почему так важно учитывать свойства того, или иного темперамента, при работе с воспитанниками. Незадолго до семинара вам было предложено пройти тест на определение темперамента. В тестировании приняло участие 11 педагогов: 7 воспитателей и 4 специалиста. Каждый из вас получил результаты тестирования, с которыми вы могли ознакомится.

СЛАЙД 1

Почему дети такие разные? Одни непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

СЛАЙД 2

Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в «тихоню», невозможно, да и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Педагогам важно знать сильные и слабые стороны темперамента воспитанников и учитывать их свойства при работе с детьми, чтобы помочь им успешно общаться, осваивать новые знания и пр.

СЛАЙД 3

Существует 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Остановимся на каждом из них поподробнее.

СЛАЙД 4

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях.

Ест немного, но часто и охотно.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием.

Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Заводила, фантазер, выдумщик.

Общителен, легко идет на контакт, быстро сходится с людьми. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. У них богатая, подвижная и выразительная мимика.

Деятельность продуктивна лишь при наличии интереса. Рассеян, неаккуратен;

Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку не любит. Если некому составить ребенку компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

СЛАЙД 5

Ребенок - холерик

Энергичный активный ребенок.

У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего.

Много общего с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством.

СЛАЙД 6

Ребенок - флегматик

Дети флегматики отличаются медлительностью и инертностью.

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются.

Речь медленная, с паузами.

На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу.

В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя.

К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого.

Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение.

Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом

спокойном ритме. Любит порядок и добротность.

Ложиться спать он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке.

СЛАЙД 7

Ребенок – меланхолик

У детей меланхоликов нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности.

У ребенка-меланхолика высокая тревожность, мнительность.

Он часто задумчив, если расстроится, плачет долго и горько.

Быстро утомляется, очень раним и чуток.

Мало активен, стремится к спокойной деятельности.

Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости.

Им трудно долго на чем-то сосредоточиться, быстро устают.

Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Любит уединение, спокойные игры. Отношения налаживаются трудно, общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают.

СЛАЙД 8

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, на пример:

у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;

у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

СЛАЙД 9

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Организация игры в детском саду для детей-сангвиников

Среди всех остальных детей с иными типами темперамента, сангвиники – самые «игривые». В принципе, можно сказать, что для них подходят любые игры, однако организация игры в детском саду в этом случае должна учитывать следующее:

СЛАЙД 10

Так же как и холериков, сангвиников следует приучать к спокойным играм,

требующим усидчивости – пазлы, конструкторы, настольные игры и т.п.

Сангвиники не склонны долго заниматься одной и той же деятельностью,

поэтому поощрение таких «монотонных» игры для них весьма полезно:

тренируется способность концентрировать внимание, рассчитывать силы,

доводить начатое дело до конца. Если вы видите, что ребёнок откровенно

заскучал и полностью потерял интерес к той или иной спокойной игре, временно

разрешите ему поиграть с чем-либо другим, но потом возвратите к прежней

деятельности.

Для сангвиников очень полезны игры с социальной составляющей: когда

действовать нужно в команде или в паре. Сангвиники очень легко заводят

отношения с другими детьми, у них постоянно меняется круг друзей. Поэтому

важно донести до них мысль о том, что дружба – это большая ценность, иначе

сангвиник может в последствии относиться к другим людям потребительски,

легко манипулируя ими и не испытывая никакой глубокой эмоциональной

привязанности. Поощряйте проявления дружбы и заботы у сангвиников,

проводите с ними воспитательную работу на эту тему.

Организация игры в детском саду для детей с сангвиническим типом

темперамента должна отдавать преимущества тем играм, которые требуют от

ребёнка выражения индивидуальности. Ставьте сангвиников на роль ведущих,

используйте те игры, где ребёнок должен проявить своё творчество и свою

личную позицию – у сангвиников часто могут быть проблемы с формированием

собственного мнения. Однако участие в играх, где следует точно выполнять

многие правила, придуманные другими, также полезно для сангвиников в

качестве деятельности, стимулирующей развитие ответственности.

СЛАЙД 11

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Организация игры в детском саду для детей-холериков

Холерики – подвижные дети, с легковозбудимой нервной системой. Среди них часто встречаются гиперактивные дети.

СЛАЙД 12

Поэтому им сложно заниматься видами игровой деятельности, требующими усидчивости – т. е. собиранием пазлов, конструктора, рисованием и т. д. Но именно эти занятия в детском саду должны активно поощряться со стороны воспитателей. Как минимум за 1 час до сна детям-холерикам нельзя позволять играть в

активные и шумные игры, так как потом им сложно уснуть.

Для холериков подходят интеллектуальные игры в спокойном ритме: когда

ребёнка просят перечислить названия каких-либо предметов, игры «в слова», «в

города» и т.д.

Обязательно чередуйте спокойную игровую деятельность с подвижной, но не

давайте детям слишком сильно шуметь и много бегать: пусть активная игра

будет лишь передышкой между спокойными играми. Не забывайте о том, что

перед сном холериков нужно успокоить хотя бы на час.

Полезны игры с эмоционально-развивающим смыслом: участие в

театрализованных постановках, игры с элементами актёрской игры, игры,

требующие копирования или воспроизведения эмоций, т.к. холерики часто

имеют проблемы с эмоциональной сферой.

СЛАЙД 13

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

Организация игры в детском саду для детей-меланхоликов

Меланхолический тип темперамента предполагает то, что ребёнок-меланхолик чрезвычайно чувствителен, раним, деликатен, очень часто бывает замкнут в себе, стеснителен, нерешителен.

СЛАЙД 14

Организация игры в детском саду для данного случая должна учитывать следующее:

У меланхоликов часто возникают проблемы в эмоционально-волевой сфере, они

боятся пережить неудачу, сторонятся от видов деятельности, где следует

преодолевать препятствия. Поэтому важно приучать этих детей к спортивным

играм, в которых нужно проявлять максимум воли, выдержки, решительности.

Воспитание этих качеств позволяет побороть негативные проявления

меланхолического темперамента. Следует учитывать повышенную ранимость

меланхоликов – любое грубое воздействие для них губительно, поэтому

приучение их к спорту должно быть деликатным, терпеливым и ненавязчивым.

Идеально подходят спортивные игры без соревновательного элемента, так как

проигрыш может заставить меланхолика отказаться от предложенной

деятельности и даже начать испытывать перед ней страх.

Дети-меланхолики часто страдают от того, что им сложно выразить

переполняющие их внутренний мир эмоции. Эта привычка держать всё в себе

может привести к формированию нервозов. Поэтому важны игры, где ребёнок

может дать волю эмоциям – стеснительным меланхоликам это делать сложно, но

вы должны всячески стремиться, чтобы ребёнок получил эмоциональную

разрядку. Например, предложите ему изображать льва или тигра, добейтесь,

чтобы ребёнок рычал, кричал, шумел во время игры – тогда ему легче будет

выразить эмоции, которые он долго носил в себе. Пантомима и

театрализированные игры в этом случае – ваш надёжный помощник.

Для меланхоликов подходят конструкторы и милитаристические игрушки. К

конструкторам нужно сначала пробудить интерес – эта деятельность поможет

меланхоликам научиться сосредотачиваться на одном деле. А игрушки

милитаристической направленности (танки, роботы, солдатики) помогают

воспитывать твёрдые и мужественные черты характера, особенно, если ребёнку

приходится «воевать» с другими детьми.

Организация игры в детском саду для меланхоликов всегда должна быть

щадящей – не перегружайте ребёнка новой информацией, дайте ему время

освоиться, адаптироваться и привыкнуть к новым играм и игрушкам. Часто ему

может потребоваться время, чтобы он проявил интерес к игре – если сначала он

не хочет участвовать, а хочет лишь смотреть, как играют другие, не принуждайте его насильно становиться участником игры. Пусть побудет в роли наблюдателя, пока у него не проснётся интерес.

СЛАЙД 15

Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать поручения, требующие общения с детьми и со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период раскачки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого человека, значимого для сверстников, любимого ими.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует медленнее. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не ста нет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Организация игры в детском саду для детей-флегматиков

Несмотря на внешнее спокойствие, флегматики – сложный тип темперамента,

требующий к себе особого отношения. Эти дети малоподвижны, усидчивы, и

просто созданы для того, чтобы заниматься деятельностью, требующей

усидчивости и аккуратности.

СЛАЙД 16

Однако нельзя оставить флегматика сидеть за любимыми пазлами, конструктором или мозаикой – его нужно включать и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др.

Включая ребенка-флегматика в игровую деятельность необходимо придерживаться следующих правил:

- избегайте игр, в которых ребёнок может проиграть – это может нанести

серьёзный удар по самооценке. Не забывайте о том, что флегматиков нельзя

торопить и тормошить, поэтому игры на скорость – всегда проигрышный вариант для флегматика;

- если вы включаете флегматика в активные и спортивные игры, всегда будьте

начеку. Если вы заметите, что его действия начинают раздражать других детей,

и они готовы начать смеяться над флегматиком или проявляют по отношению к

нему злобу, потребуется всё ваше педагогическое мастерство и такт для того,

чтобы адаптировать флегматика в глазах других детей и в его собственных

глазах;

- для флегматиков рекомендуются сюжетно-ролевые игры и игры с

эмоциональной составляющей;

- идеально для флегматиков подходят большие кубики (или иные подобные игры) – с одной стороны, это спокойная игра, с другой стороны она требует двигательной активности.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

Каждый ребенок имеет не только разный тип темперамента, но и отличается индивидуальными особенностями восприятия и усвоение предложенной информации. Следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. • визуалы

• аудиалы

• кинестетики

• дискреты

СЛАЙД 17

Визуалы— это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения.

Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух.

Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние.

Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Почему важно знать, к какой категории относится тот или иной ребенок?

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным.

Педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ребенок.

1. Речь.

Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например, «смотреть», «видеть» и т. п.

У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание.

Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия.

Аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки.

Кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда.

При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх.

Взгляд аудиала направлен по средней линии.

Кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

Рекомендации:

Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета.

При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен.

         Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!

Рефлексия

Психолог: коллеги, я прошу вас ответить на вопросы, которые написаны на ваших листочках.

1. Понравилось ли Вам занятие?

_______________________________________________________________________

2. Узнали ли Вы для себя что - то новое? (если «да», то напишите, что именно)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. В доступной ли форме был предоставлен материал?

______________________________________________________________________

4. Пригодятся ли Вам полученные знания в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками?

_______________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Учёт свойств темперамента в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками»

Слайд 4

Ребенок – сангвиник Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом . Заводила, фантазер, выдумщик. Общителен, легко идет на контакт, быстро сходится с людьми . Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. У них богатая, подвижная и выразительная мимика. Деятельность продуктивна лишь при наличии интереса. Рассеян, неаккуратен; Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку не любит. Если некому составить ребенку компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Слайд 5

Ребенок - холерик Энергичный активный ребенок. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. Много общего с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг. Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения . Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством.

Слайд 6

Ребенок - флегматик Дети флегматики отличаются медлительностью и инертностью. Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Л юбит порядок и добротность. Ложиться спать он идет без напоминаний, долго и крепко спит. Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием.

Слайд 7

Ребенок – меланхолик У детей меланхоликов нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. У ребенка-меланхолика высокая тревожность , мнительность . Он часто задумчив, если расстроится, плачет долго и горько. Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции. Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Им т рудно долго на чем-то сосредоточиться, быстро устают. Л юбит уединение, спокойные игры. Отношения налаживаются трудно, общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают.

Слайд 8

Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например : у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости , легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика - застенчивости , замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Слайд 9

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Слайд 10

Сангвиников следует приучать к спокойным играм, требующим усидчивости – пазлы , конструкторы, настольные игры и т.п. Сангвиники не склонны долго заниматься одной и той же деятельностью, поэтому поощрение таких «монотонных» игры для них весьма полезно. Для сангвиников очень полезны игры с социальной составляющей: когда действовать нужно в команде или в паре. Организация игры в детском саду для детей с сангвиническим типом темперамента должна отдавать преимущества тем играм, которые требуют от ребёнка выражения индивидуальности. Ставьте сангвиников на роль ведущих, используйте те игры, где ребёнок должен проявить своё творчество и свою личную позицию

Слайд 11

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Слайд 12

Холерикам очень полезно заниматься видами игровой деятельности, требующими усидчивости: собирание пазлов , кубиков, мозаики, конструктора , рисованием и т. д. Для холериков подходят интеллектуальные игры в спокойном ритме: когда ребёнка просят перечислить названия каких-либо предметов, игры «в слова», « в города » и т.д. Обязательно чередуйте спокойную игровую деятельность с подвижной, но не давайте детям слишком сильно шуметь и много бегать: пусть активная игра будет лишь передышкой между спокойными играми. Полезны игры с эмоционально-развивающим смыслом: участие в театрализованных постановках, игры с элементами актёрской игры, игры, требующие копирования или воспроизведения эмоций, т.к. холерики часто имеют проблемы с эмоциональной сферой.

Слайд 13

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

Слайд 14

Меланхоликов важно приучать к спортивным играм, в которых нужно проявлять максимум воли, выдержки, решительности . Идеально подходят спортивные игры без соревновательного элемента, так как проигрыш может заставить меланхолика отказаться от предложенной деятельности и даже начать испытывать перед ней страх. Дети-меланхолики часто страдают от того, что им сложно выразить переполняющие их внутренний мир эмоции. Пантомима и театрализованные игры в этом случае – ваш надёжный помощник . Для меланхоликов подходят конструкторы и милитаристические игрушки (танки, роботы, солдатики)

Слайд 15

Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми . Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать поручения, требующие общения с детьми и со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов . Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого человека, значимого для сверстников, любимого ими.

Слайд 16

Детей флегматиков нужно включать и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. Ф легматиков нельзя торопить и тормошить, поэтому следует исключить игры на скорость. Для флегматиков рекомендуются сюжетно-ролевые игры и игры с эмоциональной составляющей. Идеально подходят большие кубики (или иные подобные игры) – с одной стороны, это спокойная игра, с другой стороны она требует двигательной активности.

Слайд 17

Визуалы —лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние. Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Цель: расширение знаний педагогов о типах темперамента дошкольника и учет свойств темперамента....

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например:у ...