Выступление на научно-практическиом семинаре "Актуальность использования интегративного подхода в организации образовательной деятельности в ДОУ".
материал

Правдина Наталья Алексеевна

Выступление на научно-практическиом семинаре «Проблемы и перспективы организации интегративной деятельности детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования»,

АСОУ, 2022 г.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в любой деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность использования интегративного подхода в организации образовательной деятельности в ДОУ

 2сл.   В связи с введением новых ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.     Содержание дошкольного образования направлено  на решение основных  задач:

  • сохранение здоровья ребенка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

    Решение этих задач позволит реализовать главную цель – повышение качества дошкольного образования (создание условий в ДОУ, формирование у дошкольников интегративных качеств, необходимых для предстоящего школьного обучения и, конечно же, запрос родительской общественности).

   3сл. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.

    Данный принцип обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование базовых качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум.

       В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.

    Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

   Интегрированный подход к  ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: предлагаемый материал должен быть небольшим по объёму, но ёмким.

4сл .Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей решаются такие задачи как:

        - Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;

       - Формирование обобщённых представлений, знаний и умений, как фактора повышения эффективности воспитания и развития детей, побуждения их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

          -  Объединение педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

    Так, Тамара Семёновна Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды деятельности. При этом автор подчёркивает, что в интеграции один вид выступает стержневым, другие – помогают более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

 5сл. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие, изменяются пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

   6 сл. Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

С применением интегрированного подхода в ДОУ, разрабатывается комплексно-тематический план, который дает возможность вести работу системно и комплексно, учитывая возможности детей. Мероприятия по теме недели органично входят в режимные моменты и разные виды деятельности детей.

7 сл.  Основной формой обучения детей с использованием интеграции является непосредственно образовательная деятельность, которая объединяет  несколько образовательных областей, так чтобы темы несли в себе цельное содержание и единый смысл и при этом соответствовали программным задачам.

Интегрированный подход имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей в раннем  возрасте и на этапе завершения дошкольного образования, проявляя  инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Ребенок обладает развитым воображением, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

8-9-10 сл. Интегрированное построение занятий даёт нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции воспитатель решает такие задачи как:

- формирования у детей глубоких, разносторонних знаний;

- формирование окружающей действительности,

- развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;

Интегрированный  подход к образовательному процессу в дошкольном учреждении позволяет сформировать у детей обобщенные умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать..

11. сл. Применения принципа интеграции образовательных областей в работе с детьми - это прекрасная возможность дать детям знания, которые требует выполнения  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Сл.12.Таким образом, сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в любой деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками (психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокал...

Выступление на Научно - практической конференции "Детский сад - здоровье, безопасность, комфорт"среди образовательных учреждений ДСК и ДОУ."Модель двигательного режима для детей раннего возраста ".

Выступление на Научно - практической конференции "Детский сад - здоровье, безопасность, комфорт " среди образовательных учреждений ДСК И ДОУ. "Модель двигательного режима для детей раннего возраста". ...

Интегративный подход в непосредственной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей«Интегративный подход в непосредственной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Н.А. ШапошниковаПовышение уровня со...

Использование инновационных подходов при организации двигательной деятельности в ДОУ

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою...