Консультация для воспитателей "Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников"
консультация (старшая группа)

Парадеева Ирина Валерьевна

Синквейн – один из эффективных и значимых методов развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»

Что такое синквейн по литературе - NEZLOP.RU

1. Дидактический синквейн как метод обучения

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательного процесса. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей. Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Метод синквейна можно применять не только воспитателями группы, но и на занятиях логопеда, художественно-творческой деятельности, музыке.

2. Правила составления синквейна

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т. д.);

2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.

3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3. Примеры синквейнов

1. Кто? Собака

2. Какая? Мохнатая, большая

3. Что делает? Спит, играет, лает.

4. Предложение. Мне нравится играть с собакой

5. Ассоциация. Друг

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая, рыжая

3. Крадется, ловит, прыгает

4. Не люблю – хитрит и обманывает

5. Съела колобка

На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.

Пример составления рассказа по синквейну:

Заяц.

Белый, пушистый.

Боится, пугается, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»

Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу педагога. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет нам подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.

Что такое синквейн и как его составить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....

Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников

В современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Во ФГОС «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших.Со...

Использование синквейн-технологии (метода) в речевом развитии старших дошкольников

Популяризация применения синквейн-технологии (метода) в работе с дошкольниками....

публикация статьи "Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии старших дошкольников"

Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников...

Презентация "Использование технологии синквейн в речевом развитии старших дошкольников"

Одной из интересных  и  эффективных методов  технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников, является технология син...

Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников

В статье рассказывается о методике составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности не только с младшими школьниками, но и ...