Проект «Весны листая календарь…» (организация досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ)
методическая разработка

Задачи проекта:

  • поиск и использование инновационных подходов в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста, в том числе с родителями;
  • обновление содержания дошкольного образования, реализации интегрированного подхода к проведению мероприятий с детьми;
  • формирование у дошкольников интересов, развитие творческих способностей в ходе подготовки праздничных мероприятий;
  • формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование   формированию музыкального вкуса;
  • активное вовлечение родителей в педагогический процесс, их участие в досуговых мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. Новосибирска

«Детский сад № 303»

П Р О Е К Т

«Весны листая календарь…»

(организация досуговой деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ)

Выполнили:

Музыкальный руководитель:

Капустина Наталья Николаевна

Воспитатели:

Козина Светлана Петровна

Косолапова Татьяна Сергеевна

Новосибирск

«Праздник! Праздник!» - кричат дети, едва завидев шествующие колонны, украшенные шарами, цветами и плакатами. Они радостно шумят, когда слышат торжественную музыку и голоса на площади, ли когда их приглашают в красиво убранный зал. «У нас сегодня праздник», - говорим мы в ответ на вопрос о причине нашего торжественного вида или организованного веселья. «Празднично на душе», - улыбаются люди, когда приходит весна, или когда просто хорошее настроение и нет особых забот. Так что же такое праздник? Торжество, досуг, мероприятие по случаю какой-либо даты или дань стародавним обычаям; это должен быть небудничный день или им может стать любой день весеннего календаря, главное, чтобы радостным стало настроение! И то, и другое, и третье.

Если говорим о праздничном мероприятии в образовательном учреждении, то мы, прежде всего, обращаем внимание на то, что он является точным слепком и отголоском тех общественных отношений, идеалов, которые существуют на сегодняшний момент в обществе.

Включение череды праздников, развлечений, досуговых мероприятий в образовательный процесс детского сада в определенной художественной логике позволяет говорить о создании системы праздничной культуры в целом. Для изучения феномена праздничной культуры в ДОУ необходимо рассмотреть входящие в этот комплекс понятия «праздничная» и «культура».

Уточним, что понятие культура – чрезвычайно многоплановое явление, которое охватывает все сферы жизни личности и общества.

Термин «культура» (от латин.) означает возделывание, почитание, воспитание, образование, развитие, что указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу, а позже – на человека.

Праздничное мероприятие – это явление, которое признается важным в общественном сознании вследствие его значения для судьбы страны и духовной жизни человека. В основе праздника лежат события, закрепленные идеологией или традицией. Исследователи отмечают двойственное значение праздника: сам являясь частью культуры, он влияет на ее развитие, а также вбирает в себя ценности, накопленные культурой.

Культура праздника, считает С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, культурного движения, культуры игры, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала.

Праздничные мероприятия ничем нельзя заменить, они создают яркие, красочные мироощущения, наделяют положительной энергетикой, дают стимул для дальнейшей работы, позволяют расширить рамки событийных представлений, воздействуют на различные сферы культуры.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении определился основной состав праздничных мероприятий, которые подчинены общему календарю и состоит из нескольких блоков:

  1. Народные и фольклорные (праздники народного календаря) – «Святки», «Коляда», «Масленица», день Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины и т.д.;
  2. Государственно-гражданские – Новый год, день защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
  3. Международные - День матери, Международный женский день, День защиты детей, международный день объятий, международный день гор, Международный день птиц, Международный день земли;
  4. Православные – Рождество Христово, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров;
  5. Бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу, день доброты, день музыки, день красоты, день семьи, день здоровья и т.п.

В практической деятельности педагоги МКДОУ стараются, чтобы в сознании детей прочно закрепился образ того или иного праздника и как эстетического произведения, проживаемого в определенной торжественной художественной форме, и как памятной даты.

Государственные праздники в сознании детей старшего дошкольного возраста должны быть связаны с образом государства, историей его народов, вызывать чувство уважения к историческим вехам.

Народные праздники ассоциируются с природными условиями России, временами года, с взаимоотношениями в общественном труде, они должны вызвать чувство сопричастности к своему народу, уважение его традиций и гордость за национальные достояния.

Международные праздники воспитывают планетарное мышление ребенка, который должен почувствовать себя причастным к миру других людей, живущих на планете, отличающихся своими культурными традициями, принадлежность к мировым традициям и событиям.

Православные праздники дают представление о религиозной символике, наделяют ребенка пониманием святости и таинства (рождения, крещения, смерти) православных культурно-исторических традиций.

Семейные праздники пробуждают интерес к родственным связям и показывают радость родственных отношений, учат бережно относиться к близким, к истории своего рода.

Мы решили остановиться на одном из сезонов года – Весна.

Главное требование при организации досугов, праздничных мероприятий – основная тема должна пронизывать всю деятельность, в которую включен ребенок. Тематический день (праздник) начинается с момента, когда ребенок переступил порог ДОУ и заканчивается тогда, когда ребенок ушел домой.

В работе по организации календарного праздника в ДОУ можно выделить три этапа:

Подготовка включает осмысление празднования, причин возникновения праздника, составление плана проведения, информирование о празднике всего коллектива, сбор максимального количества материала об этом дне.

Проведение – этап реализации замысла. Очень важно сделать само празднование не заорганизованным, чтобы не лишить детей непосредственного эмоционального восприятия красочного действа, в которое они были активно включены.

Понимание – заключительный этап. Это обсуждение всеми участниками прошедшего праздника. Этот этап очень важен, так как часто у ребенка осознание смысла праздника появляется не в момент праздника, а гораздо позже.

Педагогический смысл праздника заключается в том, что наряду с развитием эмоциональной отзывчивости дети овладевают определенными знаниями и умениями, узнают о памятных датах, интересных событиях социума в досуговой деятельности. Тем самым реализуется главная цель проекта «Весны листая календарь…» - эмоциональное воздействие на личность ребенка при праздновании весенних знаменательных событий

Тип проекта: открытый, детско-взрослый, творческий, внутри сада.

Срок реализации: 3 месяца (краткосрочный)

Название проекта: «Весны листая календарь…»

Участники проекта:

•        музыкальный руководитель Капустина Н.Н.;

•        дети старшей группы «Одуванчик» №12;

•        воспитатели старшей группы «Одуванчик» №12:

                                                        Козина С.П.

                                                        Косолапова Т.С.;

•        родители старшей группы «Одуванчик» №12.

Вид проекта: организация досуговой деятельности детей эмоционально-творческой направленности по страницам знаменательных и праздничных дат весеннего периода (март, апрель, май).

Проблема проектной деятельности: организация продуктивной современной досуговой деятельности детей, родителей, педагогов по страницам весеннего календаря.

Целеполагание проекта:

  • расширять представление детей о международных и Всероссийских праздниках Весны;
  • развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к праздничным мероприятиям;
  • привлекать детей и родителей к активному участию в подготовке и проведении занятий, развлечений, досугов и др. за весенний период;
  • создавать атмосферу радости и веселья.

Задачи проекта:

  • поиск и использование инновационных подходов в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста, в том числе с родителями;
  • обновление содержания дошкольного образования, реализации интегрированного подхода к проведению мероприятий с детьми;
  • формирование у дошкольников интересов, развитие творческих способностей в ходе подготовки праздничных мероприятий;
  • формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование   формированию музыкального вкуса;
  • активное вовлечение родителей в педагогический процесс, их участие в досуговых мероприятиях.

Виды деятельности по реализации проекта:

•        анализ литературы, посвященной досуговой деятельности в весенний период, организации праздничных мероприятий в системе деятельности ДОУ;

•        разработка весеннего календаря тематического планирования праздников;

•        подготовка сценариев к календарно-тематическому плану, костюмов, атрибутов, декораций;

•        Привлечение родителей к участию в праздничных мероприятиях Весны;

•        пропаганда досуговой деятельности в рамках организации предложенных мероприятий весеннего периода.

План работы по подготовке проекта:

1.        Постановка цели проекта.

2.        Разработка плана достижения цели.

3.        Составление плана-схемы проекта.

4.        Сбор и накопление материала.

5.        Включение в план-схему проекта совместной деятельности, игр и других видов детской деятельности.

6.        Презентация проекта.

Основные направления работы с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • развитие речи;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • музыкальные праздники, развлечения, досуги.

Методическое сопровождение проекта:

  • конспекты праздничных мероприятий весеннего календаря;
  • беседа «Что такое Весна?»;
  • консультативный материал для родителей;
  • картотека игр;
  • подборка загадок, сказок, поговорок, примет, стихов о Весне;
  • рисунки, аппликации, поделки и др. детей;
  • картины русских художников о Весне:
  • А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
  • А.И. Куинджи «Ранняя весна»
  • А. К. Саврасов «Ранняя весна. Оттепель»
  • О.П. Воробьева «Март»
  • И. Левитан «Весна. Большая вода»
  • К. Юон «Мартовское солнце»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности при организации праздничных весенних мероприятий;
  • развитие познавательного интереса у детей к весеннему периоду - беседа «Что такое Весна?»;
  • развитие музыкальных впечатлений и знаний основ музыкальной, досуговой культуры;
  • вовлечение старших дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности при подготовке и проведении досуговых, праздничных мероприятий Весны.

«Весны листая календарь…»

тематическое планирование

досуговых мероприятий для детей старшего

дошкольного возраста

Дата

Знаменательные события

Тема

Форма

проведения

Март

1

8

20

21

День кошек в

России

Международный Женский день

День весеннего

равноденствия

Международный день кукольника

«Дружные котята»

«В гостях у Мухи-Цокотухи»

«Весна-Красна»

Кукла «Мартиничка»

Аппликация

Праздник

Познавательное развитие (НОД)

Художественно-эстетическое развитие

(НОД)

Апрель

1

12

15

22

День смеха

Всемирный день авиации и космонавтики

Всемирный день искусства

День Земли

«Юморина»

«Полет на Луну»

  • «Весенний пейзаж»
  • «Весенние цветы»

«Именины у Земли»

Развлечение

Соревнование команд

Пластилинографика

Коллаж с элементами оригами

(подгруппа)

Театрализованное представление с элементами интеграции

Май

2

7

9

15

18

Пасха

Всемирный день перелетных птиц

День Победы

Международный день Семьи

Международный день музеев

«Укрась пасхальное яйцо»

«День друзей»

«Мы помним…»

«Дефиле весенних шляп»

«Весенняя галерея»

Рисование

Развлечение

Концерт

Конкурсно-игровая

программа

Экскурсионная

программа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....

Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...

Патриотические песни в досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста

Значение патриотических песен в развитии детей дошкольного возраста....

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...