Проект "Знакомство с русскими народными традициями"
методическая разработка (младшая группа)

Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие ин6тереса к русскому народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_russkimi_narodnymi_traditsiyami.docx223.46 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»

г. Железногорска Курской области

Проект

«Знакомство с русскими народными традициями»

во второй младшей группе (возраст детей 3-4 года)

C:\Users\укен\Downloads\zateyniki.webp

                                                                                                                         Подготовили воспитатели гр. №6:

Мацилецкая А.Г.

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Литература

Паспорт проекта.

Тема:

«Знакомство с русскими народными традициями»

Участники проекта:

Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Вид проекта:

Краткосрочный

Тип проекта:

Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

09. 01. 2020 г. – 31.01. 2020г.

Разработчики:

Воспитатель Мацилецкая А.Г.

База реализации проекта:

МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Железногорск, Курская область

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Цель:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству

Задачи:

- создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через фольклор и русские народные игры

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных посиделок и мастер - классов.

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

- использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, русские народные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Предполагаемый результат:

-  использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

-  умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

-  знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- участие детей в русских народных посиделках.

-  знание русского народного костюма.

-  бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Актуальность проекта.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. 

Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

Проблема:

 В наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками, играми. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству

Задачи проекта:

- создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через фольклор и русские народные игры

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных посиделок и мастер - классов.

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

- использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, русские народные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Предполагаемый результат:

-  использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

-  умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

-  знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- участие детей в русских народных посиделках.

-  знание русского народного костюма.

-  бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы реализации проекта.

I Этап. (09.01.- 14.01. 2020г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

II Этап (14.01. – 30.01. 2020г.)

Основной

      Цель: осуществление непосредственно образовательная деятельность с детьми,   совместной деятельности ребенка со взрослыми, самостоятельной деятельности детей.  

III Этап (31.01.2020г.)

Итоговый

Цель: повышение творческого потенциала воспитанников и родителей

I Этап. (15.04. – 16.04.2019г.)

Подготовительный

1. Изучение литературы по проектной деятельности.

2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, потешками, иллюстраций и репродукций русских народных костюмов, русской избы и предметов быта

3. Разработка конспектов занятий, сценария развлечения «Русские посиделки»

4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками, русских народных потешек; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме;  в уголок ИЗО – раскраски с изображением героев русских народных сказок, костюмов, русских народных игрушек,  материалы для творческих работ

 

II Этап (14.01.2020г – 30.01. 2020г.)

Основной

Дата

Мероприятие

Работа с родителями

14.01.2020

- беседа «Русская изба»;

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Гуси лебеди»;

- подвижная хороводная игра «Колпачок»

- изготовление лэпбука «Русское подворье»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

15.01.2020

- беседа «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен, гармошка,

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Зимовье зверей»,

- подвижная хороводная игра «Колпачок»

- изготовление лэпбука «Русское подворье»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

16.01.2020

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Заюшкина избушка»,

- подвижная хороводная игра «Колпачок»

- изготовление лэпбука «Русское подворье»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

17.01.2020

- беседа «Веселые матрешки»

- дидактическая игра: «Во саду ли, в огороде»

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Колобок»,

- подвижная хороводная игра «Колпачок»

- изготовление лэпбука «Русское подворье»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

20.01.2020

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Теремок»,

- дидактическая игра: «Угадай по звуку?»

- подвижная хороводная игра «Колечко»

- изготовление лэпбука «Русское подворье»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

21.01.2020

- аппликация «Матрешка»

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Три медведя»,

- подвижная хороводная игра «Колечко»

- изготовление лэпбука «Русское подворье»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

22.01.2020

- чтение художественной литературы:

русские народные сказки: «Маша и медведь»,

- подвижная хороводная игра «Колечко»

- консультация для родителей «Народные традиции»

- конструирование «Домик для матрешки»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

23.01.2020

- разучивание считалочки «Сидит белка на тележке»

- дидактическая игра «В гости к трем медведям»

- подвижная игра «У медведя во бору»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

24.01.2020

- чтение и разучивание потешек и закличек

- подвижная игра «У медведя во бору»

- непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие на ярмарку».

- драматизация сказки «Три медведя»

- рисование «Красивый полосатый коврик»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

27.01.2020

- чтение и разучивание потешек и закличек

- подвижная игра «У медведя во бору»

- слушание «Во саду ли, в огороде», «Ой, блины»

- пантомима «Строим избу»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

28.01.2020

- инсценировка сказки «Колобок»

- дидактическая игра по ФЭМП «Волшебный сундучок»

- разучивание с детьми стихотворений к развлечению

- подвижная игра «У медведя во бору»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

29.01.2020

- разучивание с детьми стихотворений к развлечению

- подвижная хороводная игра «Каравай»

- знакомство с нетрадиционной техникой рисования- рисование пальчиками «Ложки расписные»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

30.01.2020

- матер- класс для родителей по пластилинографии «Русский сувенир – матрешка»

- разучивание с детьми стихотворений к развлечению

- подвижная хороводная игра «Каравай»

Воспитатели группы

Мацилецкая А.Г.

III Этап (31.01.2020 г.)

Итоговый

Развлечение «Русские посиделки»

Результаты проекта:

-  использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

-  умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

-  знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- участие детей в русских народных посиделках.

-  знание русского народного костюма.

-  бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Продукт проекта:

1. Проведены выставки творческих работ детей: аппликация «Матрешка», рисунки «Красивый полосатый коврик», «Ложки расписные».

2. Проведена выставка совместных творческих работ детей и родителей «Русский сувенир- матрешка»

3. Изготовлен лэпбук «Русское подворье»

4. Изготовлены родителямидля своих детей кокошники и картузы с кушаками.

5. Развлечение «Русские посиделки» (дети и родители).

6. Приобретены родительским комитетом в книжный уголок книги «Русские народные сказки», «Потешки»

Список литературы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

4.Интернет  ресурсы: http://www.maam.ru/, http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....