Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
проект (подготовительная группа)

Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»

г. Железногорска Курской области

Проект

 «Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

в подготовительной группе (возраст детей 6-7 лет)

Подготовили воспитатели гр. №6:

Мацилецкая А.Г.

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Литература

Паспорт проекта.

Тема:

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель

Вид проекта:

Среднесрочный

Тип проекта:

Познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта:

Разработчики:

Воспитатели Мацилецкая А.Г

База реализации проекта:

МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Железногорск, Курская область

Формы организации деятельности:

1. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Цель:

Воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры и формирование бережного отношения и любви к ней

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

1) Формирование интереса детей к миру традиционной русской культуры с углублением в изучение культуры Курского края;

2) Формирование коммуникативных качеств личности и навыка сотрудничества в коллективе (инсценировка песен, хороводы, народные игры и др.);

3) Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования.

Развивающие:

1.  Развитие интереса детей к миру традиционной русской культуры и фольклору Курского края.

2. Развитие коммуникативных качеств личности и навыка сотрудничества в коллективе посредством народных танцев, игр, забав;

Воспитательные:
1) Воспитание у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

2) Воспитание творчески активной личности;

Для родителей (законных представителей):

1. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми

2. Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг

3. Повысить уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ

Предполагаемый результат:

Для детей:

1) У детей сформирован устойчивый интерес к миру традиционной русской культуры и к народному творчеству Курского края;

2) У детей сформированы коммуникативные качества личности и навыки сотрудничества в коллективе (инсценировка песен, хороводы, народные игры и др.);

3) Повышен уровень сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

4) Получены знания правил народных игр, умение в них играть.

Для родителей (законных представителей):

1. Родители активно участвуют в совместной деятельности с детьми

2. Повышен уровень активности родителей к изучению и уважению национальной культуры родного края.

3. Повышен уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ

Актуальность проекта.

       Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.  Народное творчество – сложное явление культуры. По глубине и многообразию оно поистине неисчерпаемо и дает богатый материал для проведения текущих занятий и праздников, которые украшают жизнь детского сада. Народное творчество охватывает многие виды искусства: зодчество, народную инструментальную музыку, песни и танцы, жанры словесного народного творчества и народные игры.

 В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

        Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствует себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Не зря народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».

         Ценность народного творчества состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие

театрализованные представления.

Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь русского народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.

Системное включение материала традиционной отечественной культуры с региональным компонентом в привычные для детского сада программы расширяют возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный и эстетический, нравственный потенциалы куда шире, чем западные инновации.

Проблема:

Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?

Цель проекта:

Воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры и формирование бережного отношения и любви к ней

Этапы реализации проекта.

I Этап.

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

  • Выявлена проблема
  • Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
  • Поставлены определенные задачи
  • Определены сроки и участники проекта
  • Составлен план совместной деятельности
  • Подобраны источники информации
  • Отобраны приемлемые методы и приемы работы

II Этап 

Основной

Цель: совместная деятельность ребенка со взрослыми, самостоятельная деятельность детей.

  • Комплексно-тематическое планирование по теме проекта;
  • Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта;
  • Создание развивающей среды в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т.д.);
  • Подобраны костюмы для инсценировки русских народных сказок;
  • Проведение цикла занятий по ознакомлению с русским народным костюмом;
  • Разучивание комплекса русских - народных игр

III  Итоговый

Цель: повышение творческого потенциала воспитанников и родителей

Оформить фотоотчет и презентацию по теме проекта

I Этап. Подготовительный

  • Выявлена проблема
  • Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
  • Поставлены определенные задачи
  • Определены сроки и участники проекта
  • Составлен план совместной деятельности
  • Подобраны источники информации
  • Отобраны приемлемые методы и приемы работы

II Этап 

Основной

Основные направления воспитания

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями (законными представителями)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Познавательное

Физическое

- Беседа «Что такое традиция?», «Традиции русского народа»;

- Рассказ и обыгрывание русской народной сказки «У страха глаза велики»,
Дидактические игры «Узнай элемент узора», «Угадай-ка», «Сказки»

- Рассматривание альбома «Народная игрушка»;

- Подвижная игра Курского края «Мечевуха»

Беседы с родителями об участии в проекте.

Консультация «С чего начинается Родина?»

- Мастер –класс по росписи силуэтных пряников (Мама Миши Ч.)

Социально-коммуникативное

Речевое

Познавательное

Социально-коммуникативное

Художественно- эстетическое

Физическое

Познавательное

Социально-коммуникативное

 - Беседа «О русских народных промыслах»,

«Музыкальные инструменты Курского края»

 - Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»;

-Сюжетно –ролевая игра «Ярмарка»;

- Дидактические игры «Угадай игрушку», «Угадай и расскажи»;

- НОД по рисованию «Русская матрешка»;

- Подвижные игры Курского края «Гори солнце ярче»;

- Знакомство с произведениями        малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)

Консультация для родителей «Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста»

Анкетирование на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное

Художественно- эстетическое

Физическое

Художественно- эстетическое

Социально-коммуникативное

- Беседы «Матрешка», «Устное народное творчество на Руси»

- Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

- Дидактические игры «Укрась поднос», «Чей сувенир?»;

- Фольклорный музыкально-познавательный праздник «Курские посиделки»;

- Подвижные игры Курского края «А мы просо сеяли», «Дружба»;

- Конструирование из бумаги «Русская матрешка»;

- Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»

Участие родителей в фольклорном музыкально-познавательном празднике «Курские посиделки»

Консультации для родителей «Организация народных игр в семье». 

Социально-коммуникативное

Речевое

Физическое

Художественно- эстетическое

Познавательное

Физическое

Социально-коммуникативное

Речевое

- Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

- Подвижные игры Курского края «А мы просо сеяли», «Плетень»;

- НОД по лепке «Русский самовар с баранками»;

 - Познавательно-физкультурное развлечение «Народные подвижные игры Курского края»;

- Сюжетно – ролевая игра «Народные мастера»: сюжет «На выставке народного творчества». 

- Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

Познавательное

Речевое

Художественно- эстетическое

Физическое

Познавательное

Художественно- эстетическое

- Беседы «Как раньше ходили в гости», «Исконные символы России»;

- НОД по рисованию «Русский народный костюм»;

- Подвижные игры Курского края «Рыбак и рыбки»;

- Презентация «Культура и быт русского народа»;

- Разучивание закличек, масленичных приговоров.

- Консультация для родителей «Участие ребенка в народных праздниках»

- Рекомендации по знакомству дошкольников с народными промыслами родного края
- Привлечение к расширению и дополнению развивающей среды группы

III Этап 

Итоговый

1. Праздник «Широкая Масленица»

2. Создание аудиотеки «Русские народные песни»

3. Викторина «Мы знаем народные промыслы»
4.  Итоговое анкетирование родителей.

5. Создание совместно с детьми альбома народные промыслы
6.  Анализ и обобщение результатов деятельности

Результаты проекта:

Для детей:

1) У детей сформирован устойчивый интерес к миру традиционной русской культуры и к народному творчеству Курского края;

2) У детей сформированы коммуникативные качества личности и навыки сотрудничества в коллективе (инсценировка песен, хороводы, народные игры и др.);

3) Повышен уровень сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

4) Получены знания правил народных игр, умение в них играть.

Для родителей (законных представителей):

1. Родители активно участвуют в совместной деятельности с детьми

2. Повышен уровень активности родителей к изучению и уважению национальной культуры родного края.

3. Повышен уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ

В группе были созданы все условия для знакомства дошкольников с народными промыслами края через разнообразные виды деятельности. Дети нарисовали сюжетные рисунки с героями русских народных сказок, включая при этом в рисунки народные росписи, изготовили альбом с народными промыслами края.
        В итоге нашей работы по приобщению детей к народным промыслам у детей развилось желание самостоятельно узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети умеют сами рисовать выразительные узоры на бумаге.
Родители с интересом узнали о народных промыслах родного края.
        В результате мы сделали вывод о актуальности и отличных результатах в ходе работы над проектом.

Список литературы:

  1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. – 256 с.
  2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин – М.: МГУ, 1969. – 95 с. 
  3. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова – Тольятти, 2008. – 71 с.
  4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова – М.: Издательство Советская Россия, 1989. – 314 с.
  5. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  6. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А.  Иванцова – Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. – 272 с.
  7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю. Картушина– М.:  Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с.
  8. Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.
  9. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
  10. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224 с.

Интернет – источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...