Консультация для воспитателей " Как развить любознательность у детей дошкольного возраста"
консультация

Печникова Надежда Геннадьевна

Как развить любознательность у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_lyuboznatelnost_.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как развить любознательность у детей дошкольного возраста»

        Что же такое любознательность? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается такое определение. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

       Ученми – педагогами выявлены психолого-педагогические условия, которые обеспечивают развитие  устойчивых  познавательных интересов дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

-включение занимательности в содержание занятий;

-создание проблемно-поисковой  ситуации;

-вовлечение вполнения творческих заданий;

-интеграция разнообразной деятельности;

-организация экпериментирования

Методы развития любознательности у детей можно разделить на 3 группы:

- наглядные – это наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучающих явлениях;

- словесные – это беседы, чтение художественной литератур, использование фольклорных материалов;

- и практические – это игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.

      В развитии любознательности у детей дошкольного возраста решающее значение имеет игровая и практическая деятельность. Любознательность ребенка выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире.

   Нельзя оставлять вопросы ребенка без ответа. Нужно, по возможности, кратко, ясно и доступно ответить ему на вопрос. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираясь на его жизненный опыт. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам.

         

         Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. Использование загадок в развитии любознательности обогащает ребенка новыми знаниями, побуждает к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

       Одним из главных практических методов, способствующих формированию любознательности, является экспериментирование. Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка

- развивается речь (формулировать закономерности и делать выводы);

- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

           Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод способствует этим возрастным особенностям.

          Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем работ собственной мысли, всегда осознанны и более прочны. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

Консультация для воспитателей "Значение гимнастики пробуждения для детей дошкольного возраста"

Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Значение творческих игр для детей дошкольного возраста»

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осм...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....