КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия (средняя группа)

Ткач Татьяна Юрьевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

                              Аттестационное задание № 2.34

«Разработка конспекта, сценария в соответствии с выбранной технологией»

Выполнил:

Кругляк Марина Сергеевна

                                                                        (ФИО)

воспитатель

(должность)

МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка»

(место работы)

Пояснительная записка

В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационные технологии, которые предполагают получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Именно поэтому я остановилась на применении технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), методы и приёмы которой направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей и речи дошкольников.

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие, но такие важные для ребенка, проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность, она позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

 Таким образом, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Академия наук» в подготовительной группе

Цель: развитие познавательной активности детей

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие -  формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми (уметь договариваться, обращаться с просьбой) в группах; закреплять умение оценивать свои и чужие действия, воспитывать внимательное отношение к окружающим, бережное отношение к природным объектам; делать простейшие выводы, умозаключения, отстаивать свою точку зрения.

Познавательное развитие – развивать любознательность и познавательную мотивацию (опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды»); формировать представления о свойствах воды и системе ее очистки. способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;

Речевое развитие –  обогащать активный словарь (фильтр, водоканал, лаборатория, профессор, паспорт, академия); развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь,

Физическое развитие – соблюдение двигательного режима (частая смена деятельности).  

Предпосылки УУД (универсальные учебные действия): продолжать формировать умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия.

Материалы и оборудование: паспорта, печати, телевизор, накидки или халаты, подушки, гидрогель, карточки с изображением снежинок и капелек, кувшин, емкости, фильтры с песком и углем, ткань, ватные диски, воронки, карточки с изображением признаков (17 штук), игровое поле «Карусель», объекты для проведения игры «Карусель» (бутылка с водой, чашка, нарукавник, …), картинки – солнце, туча, речка, капельки, магнитный планшет.

Предварительная работа: изучение анализаторов, признаков объектов, работа по проекту «Академия наук», игра «Карусель», объяснение принципов ММЧ (метод маленьких человечков)

Игровые упражнения:

метод «Мозговой штурм», метод «Хорошо - плохо», игра «Маленькие человечки»; игра «Карусель», игровое упражнение «Какая бывает вода?», «Что может делать вода?»; опыт «Очистка воды» (Приложение 1)

Структура НОД

1.Вводная часть

  • Мотивационный этап
  • Выбор секретаря
  • Постановка задачи.

2.Основная часть

  • Метод «Мозговой штурм»
  • Какая бывает вода
  • Что может делать вода
  • Метод «Хорошо-плохо»
  • ММЧ-физминутка
  • Проведение опыта
  • Игра «карусель»

3.Заключительная часть

  • Подведение итогов
  • Рефлексия

  • Ребята, я опять приглашаю вас в удивительную страну, которая называется Академия Наук! Для того, чтобы пропасть в академию, необходимо пройти паспортный контроль. Для этого нужно выбрать секретаря, который его проведет. Ребята, попробуйте договориться между собой, кто из вас сможет выполнить роль секретаря
  • Ребята, если у нас не получается договориться, давайте попробуем выбрать секретаря с помощью считалки – кто из вас знает считалку?

(ребенок с помощью считалки выбирает секретаря)

  • Здорово, (имя ребенка) сегодня будет секретарем, это очень ответственная роль! Займи, пожалуйста, свое место
  • Ребята, перед началом работы в Академии наук вы предъявляете паспорт секретарю и оставляете его на хранение

(секретарь садится за стол, дети проходят через контроль, оставляют паспорта на столе)

  • Прошу всех надеть спецодежду

(стойки с накидками или халатами)

  • Мои юные академики, вы готовы!? Давайте подойдем к экрану

(встаем около телевизора)

  • В нашу Академию пришло видео письмо, посмотрим?

(включаем ТВ) на экране профессор

  • Здравствуйте, коллеги! К нам обратились из Урайского водоканала. Лаборант в отпуске, а система очистки воды неожиданно дала сбой. Просят помощи у нашей лаборатории. В благодарность за помощь я передаю вам секретные шарики, а в чем их секрет, вы узнаете, когда выполните все сегодняшние задания!

(с экрана передает кувшин с мутной водой и шарики гидрогеля, воспитатель достает из-под накидки данные объекты)

  • Ребята, что нас попросил сделать профессор?  Какой объект он нам передал в благодарность за работу? Что это за волшебные шарики? Что с ними нужно сделать?

(ответы детей – гидрогель, нужно залить водой)

  • (Имя ребенка) открой, пожалуйста, пакет и насыпь их в миску, (Имя ребенка), залей, пожалуйста, водой! (закрываем салфеткой)
  • Секрет шариков мы узнаем после выполнения всех заданий профессора.
  • Как вы думаете, с помощью чего можно произвести очистку воды?

(варианты ответов - фильтр, кипячение, бумага, специальные средства)

  • Для того, чтобы выполнить задание профессора, нужно много знать о том, с чем мы имеем дело!  
  •  Внимание, первое задание - называем те объекты, которые, по вашему мнению, как- либо связаны с водой

(метод «мозговой штурм» - снег, лед, стакан, чайник, рот……)

  • Молодцы! Какие объекты мы называли?

(ответ - связанные с водой)

  • Теперь мы вспомним, какая может быть вода

(варианты ответов - холодная, горячая, кипящая, газированная, речная, колодезная, морская, пресная, соленая…)

  • А какая вода по признаку действия? Что она может делать?

(варианты ответов - бежит, журчит, льется, замерзает, капает, набирается, перетекает…)

  • Ребята, вы молодцы! Давайте возьмем подушки, положим на ковер и присядем на них.

(садимся на подушки) 

  • Мы с вами вспомнили объекты, связанные с водой, сказали какая бывает вода, что она делает, а давайте подумаем, вода — это хорошо или плохо? Постарайтесь давать полный ответ – вода - это хорошо, потому что…

 (Называем все, что считаем полезным и вредным; варианты ответов - наводнения, цунами, катание на коньках, ни один живой организм не может без воды, …)

  • Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Маленькие человечки», предлагаю вам превратиться в капельки. Давайте вспомним правила.

Если называю слово, которое обозначает жидкое состояние воды, например, река, то мы держимся за руки, изображая волну, стоим вместе, но неплотно;

Если называю слово, которое обозначает твердое состояние воды, например, лед, то мы встаем плотно, держимся под руки и не шевелимся;

Если называю слово, которое обозначает газообразное состояние воды, например, пар, то мы не держимся за руки, а медленно двигаемся по ковру без определенного направления

Сказка-физминутка

Маленькие капельки жили в речке, наступила зима и они превратились в лед, но время проходит быстро и наступила весна, пригрело солнышко и лед растаял, побежала речка к морю, чем ближе она была к югу, тем больше светило солнышко и капельки начали испаряться и встретились уже в облаке, собралось их много-много и пошел дождь, а наши капельки попали в долгожданное море. 

(Все сели на ковер, закрыли глаза, включается запись шум прибоя)

  • Капельки, вы отдохнули, ребята, возвращаемся в лабораторию, нам пора выполнить задание профессора. Что нам нужно сделать? (ответы детей) Делимся на команды, для этого возьмите любую карточку и встаньте к столу, на котором стоит рамка с таким же изображением

(вниз изображением лежат карточки – капельки и снежинки, дети берут карточки и становятся к столам)

  • Командам достается задание – нужно очистить воду с помощью разных видов фильтров, у вас есть стаканы с неочищенной водой, пустые емкости, воронки и разные виды фильтров

У команды «Снежинки» - ватный диск, мешочек с песком

У команды «Капельки» - ткань, мешочек с углем

После проведения опыта определитесь, кто из вашей команды расскажет о результатах и сделает вывод. Можете приступить к работе.

(Дети пропускают воду через фильтры, которые достались их команде, сравнивают полученные результаты. делают выводы)

  • Спасибо, ребята, мы передадим результаты ваших опытов профессору.
  • Предлагаю вам немного поиграть в «Карусель», а пока вы раскладываете признаки, наши гости выберут объекты (гостям даем коробку, в которой лежат различные объекты, как-либо связанные с водой, дети пока раскладывают признаки по кружкам. После игры дети складывают признаки в лоток, сворачивают игровое поле.)
  • Мне кажется пришло время посмотреть, во что превратились наши волшебные шарики

(смотрим, дети делают выводы, что они впитали воду и увеличились в объеме)

  • Завтра мы посмотрим, насколько еще увеличатся наши шарики.
  • А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие задания были сегодня в нашей Академии Наук

 (дети называют – очистка воды, назвать какая вода, что может делать, вода – это хорошо или плохо, игра ММЧ, «Карусель» …) 

  • Ребята, какие задания вам понравились на сегодняшнем занятии? А какие были сложными? Посмотрите на магнитный планшет – на нем есть веселое облако, печальная туча и спокойная речка, возьмите по одной капельке и прикрепите их к объектам, похожим на вас по настроению.

(дети берут с подноса картинки с изображением капельки и прикрепляют к магнитному планшету около тучки, облака или речки)

  • Вы большие молодцы, выполнили все сегодняшние задания, побывали в лаборатории «Умникус», будем ждать новых интересных и познавательных встреч в нашей «Академии наук», а сейчас прошу всех снять спецодежду и пройти паспортный контроль!

 (Дети снимают халаты, секретарь садится на место и штампует паспорта, выдает их при выходе)

Приложение 1


Метод «мозговой штурм» 

предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Метод Мозгового Штурма я использую на занятии для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. 

Основные правила:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Игра «Хорошо - плохо» (метод противоречия)

универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных сторон.

ММЧ (метод маленьких человечков).

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Игра «Карусель»

Представляет собой круглое игровое поле, в центре которого находится выбранный объект, по всему периметру круга распределены картинки с изображениями обозначений признаков объектов (влажность, цвет, форма, вес, время, расстояние, количество, материал, размер, действие, запах, вкус, звук, температура, место, рельеф и части). Дети идут вокруг поля, один из детей, не участвующий в описании объекта, говорит «Стоп» и каждый ребенок берет карточку, напротив которой он остановился, и описывает объект по заданному признаку.

Данная игра позволяет закрепить изучение признаков объекта, обогащает словарный запас и развивает связную речь.

Приложение 3.

Приложение 3

Список источников.

1. Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. - Миск, 1970. - 24 с.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.

3. Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. - М., 1992. - 104 с.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с.

5. Т.А.Сидорчук, «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для педагогов ДОО, 2015г. – 248 с.

6. Т.А.Сидорчук, «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, 2015г. – 136 с.

7. Т.А. Сидорчук, Н.Ю.Прокофьева «Технологии развития интеллекта дошкольников», 2015г. – 96 с.

8. Т.А. Сидорчук, И. Я. Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», 2015г. – 80с.

9. Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. «Технологии развития связной речи дошкольников», 2015г. – 96 с.

10. Т. В. Владимирова «Шаг в неизвестность» Формирование способов естественно — научного познания у детей дошкольного возраста. 2015г. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор...

Тематический день в детском саду «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» для детей среднего дошкольного возраста

18 ноября отмечается День рождение Деда Мороза. Чем занять детей в этот день, как отметить день рождение самого известного Дедушки? Предлагаю вам разработку тематического дня....

ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Цель: дать представления детям о новогодних традициях.Задачи:1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор и обог...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор...

Конспект занятия «День рождения Деда Мороза» для детей подготовительной группы

Познакомить детей с праздником День рождение Деда Мороза, историей возникновения и традициями праздника. ...

Конспект на тему: «День рождения Деда Мороза» для детей старшей группы

Конспект на тему: «День рождения Деда Мороза»для детей старшей группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Воспитатель: Литвинова А.В.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Воспитатель: Литвинова  А.В. Цель: дать представления детям о новогодних традициях....