Опыт работы по теме "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
материал

Руденко Айгуль Рафиковна

Вашему вниманию предоставлен опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

 Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание.

Поэтому возникла основная идея опыта: включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.

Актуальность моей работы определяется ФГОС ДО в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и активности.

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

 Главное достоинство применения этого метода:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь.
  • формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Целью мой работы является: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования.

Поставила следующие задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности.
  • Развивать мышление, речь.
  • Способствовать воспитанию стремления сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Вовлечь родителей к активному экспериментированию.

Для реализации поставленных задач созданы условия для экспериментирования: 

  • центр экспериментирования: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки и т.д.;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сотрудничество и целенаправленная работа с родителями;

Перед началом работы по развитию познавательного интереса были проведены наблюдения и диагностические мероприятия с применением диагностической методики: «Изучение познавательных интересов» (В.С. Юркевича)

Результаты исследования до и после внедрения проекта представлены на рисунке

 

Было выявлено, что у:

35% детей (7 человек)– познавательная потребность выражена сильно.

35% детей (7 человек)– познавательная потребность выражена умеренно.

30% детей (6 человек)– познавательная потребность выражена слабо.

Таким образом, были выделены ожидаемые результаты:

  1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  4.  Установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.
  5. В процессе детского экспериментирования дети научатся:

видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Результаты повторного диагностирования показали, что систематическая работа с детьми и взаимодействие с родителями по развитию   познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста дал положительные результаты.

После внедрения проекта я выявила, что у:

40% детей (8 человек) – познавательная потребность выражена сильно.

50% детей (10 человек)– познавательная потребность выражена умеренно.

10% детей (2 человека) – познавательная потребность выражена слабо.

 Диагностика показала положительную динамику развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Полученные результаты:

В результате деятельности у детей повысилась

  • познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями;
  • дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи;
  •  у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения;
  • дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Этапы внедрения опыта:

I этап-подготовительный

1.1. Изучение теоретических аспектов, знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по ООД с элементами экспериментирования, разработка и реализация проектов по экспериментированию.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение центра экспериментирования.

1.7. Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми: ООД с элементами экспериментирования, перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов

- картотеку опытов и экспериментов

Взаимодействие с родителями:

- консультации для родителей по данной теме

- памятки

- привлечение к совместной деятельности

Работа с педагогами ДОУ: консультации, картотека опытов

 II этап – основной

 Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- организованная образовательная деятельность

- самостоятельная деятельность детей

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстниками.

III этап – итоговый

- диагностика уровня развития познавательного интереса дошкольников

- анкетирование родителей

- анализ и оценка предметно-развивающей среды

Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. Тематический план составлен для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей. Согласно утвержденного ФГОС планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. Планирование и организация работы проводилась по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. «Живая природа»

2. «Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое)

3. «Организм человека»

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

 При организации работы учитывала ведущие принципы развития дошкольников:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип природосообразности;
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип деятельности;
  • принцип творчества 
  • принцип интеграции;

Придерживалась следующей структурой при проведении экспериментов, предложенной психологом Н.Н. Поддъяковым:

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

  Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

 Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Так были созданы индивидуальные исследовательские проекты «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Волшебные краски», «Удивительная соль» и другие.

  Планомерная деятельность по данному направлению показали, что творческий и совместный подход к делу объединяет детей, родителей и воспитателей, и дает положительные результаты. 

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Конфуций

 Я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника, позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Нельзя не отметить, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание.

  Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету педагога В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" с детьми дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" города Новочебоксарска Чувашской Республикис детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения.       Из год...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

 В своей работе по обучению самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе через подвижные игры я использую следующие задачи:   1. Научить детей играть самостоят...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Из опыт работы по привитию здорового образа жизни с детьми дошкольного возраста

       Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.  Ребенок долже...

Опыт работы «Использование нетрадиционных форм физической культуры с детьми дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:«Использование нетрадиционных форм  физической культурыс детьми дошкольного возраста»....

Педагогический опыт работы по изучению правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах наших населенных пунктов быстро возрастают и будут прогрессировать и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения...