Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями.
консультация

В статье рассмотрено воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, дан анализ нарушенных типов воспитания, приведены современные методы взаимодействия с детьми в семье.

Цель работы ‒ помощь родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями.

 Семья является главным фактором развития и становления личности ребёнка. Семья занимает главное место в жизни ребёнка. В семье дети впервые знакомятся с нормами и правилами поведения в обществе. В последнее время неуклонно растет количество детей с нарушениями в развитии. Все больше семей воспитывают детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Семьи, воспитывающие ребёнка с особенностями в развитии, тоже особенные. Родители занимаются не только воспитанием, социализацией, но и решают проблемы ребёнка, создают комфортную эмоциональную обстановку в семье. Родители не имеют времени на карьерный рост, на отдых, досуг, как следствие – низкое качество жизни. Часто круг общения сужается, родители вынуждены оставить работу, начатое дело. Воспитание – сложный, многоуровневый процесс, а воспитание ребёнка с ограниченными возможностями – задача повышенной сложности.

Рассмотрим классификацию нарушенных типов семейного воспитания:

Гиперпротекция (потворствующая, доминирующая): ребёнок находится в центре внимания в семье, получает чрезмерную заботу и удовлетворение потребностей, в результате ребёнок не способен действовать самостоятельно в сложной ситуации.

Гипопротекция: ребёнок развивается сам по себе, родители мало или вовсе не интересуются ребёнком, в сложной ситуации не способны результативно помочь ему.

Повышенная моральная ответственность: родители предъявляют высокие требования к ребёнку, но вместе с этим недостаточно внимания и заботы уделяют ему.

Эмоциональное отвержение: это воспитание по типу «Золушки», возможно, ребенок от нежелательной беременности, родителям безразличен, а иногда и жестоко относятся к ребенку. Часто возникают невротические расстройства у ребёнка.

Жестокое обращение: родители злоупотребляют наказаниями, потребности ребенка не удовлетворяют.

Воспитание в культе болезни: родители концентрируют внимание на любом недуге ребёнка, проявляют чрезмерную заботу во время болезни. Дети делают вывод: меня любят только тогда, когда я болею. Как следствие – высокий уровень притязаний, эгоцентризм.

Противоречивое воспитание: резка смена стилей воспитания. Например, либеральный стиль сменяется авторитарным или, проявляя чрезмерную заботу о ребенке, родители начинают отвергать его. Вследствие этого у ребёнка формируется упрямство, тревожность, низкая самооценка.

Причины негармоничного развития весьма различны. Иногда они кроются в жизненных трудностях, в личных особенностях самих родителей.

Родителям необходимо знать не только ограниченные возможности своего ребёнка, но также и его способности. Это позволит создать благоприятные условия воспитания в семье. Большое значение имеет режим дня: строгое соблюдение дневного распорядка, организация регулярных занятий по развитию речи, формированию двигательных навыков, навыков самообслуживания, музыкальных занятий.

Родителям важно изучить и научится применять эффективные методы и приёмы взаимодействия с детьми.

Использовать метод моделирования различных бытовых ситуаций. Создавая подобные ситуации, взрослый обучает ребёнка элементарным действиям, тем самым помогая ребёнку решать жизненные ситуации.

Применяя игровой метод, посредством пальчиковых игр, подвижных, настольных игр и др., моделируя поведение с помощью взрослого, можно достичь удовлетворения интересов в творческом отображении жизненных впечатлений.

Смена обстановки – выезды на природу, в парк, лес ‒ раскрепощает ребёнка. Во время прогулок можно изучить названия деревьев, ягод, грибов, можно поиграть в подвижные игры, учиться ориентироваться в пространстве, петь песни под гитару, понаблюдать за звездами и т. п.

Тесное сотрудничество специалистов с семьей необходимо для обсуждения направлений работы, выбора маршрута развития, составления плана работы на ближайший период, обсуждения достижений ребёнка на данном этапе развития.

Театральная деятельность обладает особым потенциалом. Смастерив образы своими руками, можно заняться постановкой как известной сказки, повести, так и сочинить свою историю. Дети будут искать творческое разрешение возникающих проблем.

Родители всячески поощряют ребёнка в семье.

Список литературы

  1. 1. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособ. для учителя-дефектолога / Н.Г. Кононова. – М.: Владос, 2008. – 319 с.
  2. 2. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособ. для студ. вуз., обуч. по спец. «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Владос, 2014. – 199 с.
  3. 3. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: метод. пособ. / А.В. Роготнева. – М.: Владос, 2015. – 135 с.
  4. 4. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособ.: кн. для родит. / О.С. Рудик. – М.: Владос, 2017. – 207 с.
  5. 5. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособ. для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2016. – 256 с.
  6. 6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2016. – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...

особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Я являюсь воспитателем детского сада «Рябинка» и уже три года работаю в группе, которую посещает ребенок – инвалид (с-м Дауна). Работая с таким ребенком я поставила перед собой цель максимально развит...

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями....