"Развитие интеллектуальных способностей детей через опытно- экспериментальную деятельность"
опыты и эксперименты (младшая, средняя группа)

Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellektualnyh_sposobnostey_detey.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-                                  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Поэтому можно согласиться, что: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Вот почему, выбирая тему для самообразования, я остановилась на теме «Развитие интеллектуальных способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность».  Моя задача как педагога- не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для нахождения ответов на свои вопросы. Сейчас я работаю с детьми среднего возраста, но по данной теме начала работать в младшей группе. Решив работать углубленно по данной теме, в первую очередь я определила задачи, по которым начала работать с детьми младшего возраста.

Задачи:

1.Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

2.Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

3.Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

4.Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Вся работа строилась в форме игрового экспериментирования. Малыши включались в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживали все новые и новые свойства предметов. Самой естественной сферой взаимодействия с водой, песком и другими природными материалами, является сам природный мир. Но, учитывая наши климатические условия, такая возможность у наших деток краткосрочна, поэтому в холодное время года игры с песком и водой проводила в зоне экспериментирования.

Благодаря маленьким опытам и экспериментам, дети узнали, что вода жидкая, может литься, а может брызгать, что вода может превращаться в лед, а лед в воду, что вода может приводить в движение другие предметы, научились выявлять отличительные свойства сухого и мокрого песка, узнали , что воздух невидимый, легкий, движется. Эти темы постепенно усложняла по содержанию, задачам и способам реализации. В процессе экспериментирования словарь детей пополнялся словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко, близко-далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Дидактический материал предлагался разнообразный: в виде рисунков, схем, моделей, алгоритмов, который усиливает поисково-познавательную деятельность детей. Проводя работу, всегда придерживалась личностно-ориентированной формы: вместе, на равных, как партнер. Во время проведения опытов дети научились делать открытия, аргументировать свои действия, даже если они в чем-то ошибаются. Я предоставила детям возможность общаться между собой во время экспериментирования, и этим добилась обогащения их жизненного опыта. Подведя итог работы с малышами в конце года, я сделала для себя вывод, что занимательные опыты, эксперименты ,наблюдения побуждали в детях самостоятельный поиск причин, способов действий, проявление творчества, любознательности.

Учитывая возрастные особенности детей средней группы, в этом учебном году я определила для себя следующие задачи:

1.Научить детей выполнять ряд последовательных действий: проводить опыты в соответствии моделями.

2.Развивать умение анализировать, выявлять существенные  признаки  вещества, материалов предметов.

3. Использовать системный подход, формировать представление о себе: прошлое, настоящее, будущее. Расширять представление о предметах и явлениях природы.

 С целью определения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений была произведена посадка лука.

В ходе экспериментов с комнатными растениями (В погоне за светом, В тепле и холоде, Фабрика питания), дети узнали, что листья растений всегда поворачиваются к свету, что для развития и роста растений необходимо тепло, что растение кормит само себя.

 Продолжая знакомиться с неживой природой, мы с детьми провели такие опыты и эксперименты, как «Окрашивание воды», «Изготовление цветных льдинок», «Играем с красками».

По ознакомлению с воздухом: «Поиск воздуха», «Загадочные пузыри», «Надувание мыльных пузырей», «Как выйти сухим из воды», «Танец горошин».

Продолжая расширять знания детей о песке, глине, камнях использовала такие игровые ситуации и эксперименты, как «Почему песок хорошо сыплется», «Ветер», «Где вода», «Волшебный материал». В результате опытов и экспериментов дети убеждались в том, что вода-прозрачная, без запаха, вкуса, в ней растворяются вещества и она имеет вес. Воздух находится в окружающем пространстве, внутри человека, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Благодаря таким опытам, как «Волшебная кисточка», «Волшебный круг», «Теневой театр» дети сделали вывод, что цвет может преобразовываться, что от предметов образуется тень.

Очень нравятся детям опыты с магнитом. Они с большим интересом смотрели на «волшебную подкову», которая притягивала только металлические предметы.

 Открыв для себя удивительное свойство стекла- увеличивать предметы, дети с удовольствием рассматривают предметы через лупу.

Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого я провела консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему». Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Привлекаю родителей к оформлению мини-лаборатории в группе.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Они проводят опыты и эксперименты дома с детьми, делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментально-игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

Поэтому я хочу продолжить работу по данной теме и планирую, что к концу подготовительной группы у детей появятся навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы, они станут более самостоятельными, инициативными, креативными и целеустремленными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...

Дополнительная общеразвивающая программа «Любознайки» развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию  у детей старшего дошкольного возраста «Любознайки». Весь курс программы ориентирован на получение деть...