Диагностика и инструментарий по проведению оценки качества знаний детей в Средней группе по программе "Детский сад 2100"
методическая разработка (средняя группа)

Кокорина Наталья Юрьевна

Диагностика и инструментарий  по проведению оценки качества знаний детей в Средней группе по программе "Детский сад 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnotia_n_sayt.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4 – 5 лет)

 на 20__ / 20__ учебный год

Группа __________________________

Воспитатель:______________________________

           Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4-5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

          Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

          1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

         2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

         3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

         4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

         5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

         Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

          1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

          2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

           Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).

            Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

Имеет представления о мужских и женских профессиях

Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги

Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании

работы

Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правила игры

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

Октябрь

Апрель

1

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению

Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

1

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

Образовательная область «Речевое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

Имеет представления о литературных представлениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

1

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________

Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе поделкам из бумаги

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой,  диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты

Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности

Имеет предпочтения в выборе муз. произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами

Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

1

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________

Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________

Образовательная область «Физическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

1

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________

Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

 в средней  группе.

        Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые я использую для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

        Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

        Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение за детьми в процессе общения со сверстниками,
  • организую и провожу беседы,
  •  ставлю перед детьми вопросы проблемного характера,
  • создаю проблемные ситуации,
  • анализирую детских работ по продуктивным видам деятельности,
  •  использую метод интервью по системе «вопрос-ответ»

Формы проведения педагогической диагностики:

  • Индивидуальная;
  • Подгрупповая;
  • Групповая.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

           Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения ребенка и общение ребенка.

Материал: игрушка медведя

Задание: «Расскажи медвежонку как нужно вести себя в автобусе »

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.

Методы: беседы, проблемная ситуация.

Материал: набор карточек

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: Посмотри на картинки и скажи как должны поступать друзья

3. Имеет предпочтения в игре, выборе видов труда и творчества.

Методы: наблюдения (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно-печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Выбери себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свою имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию...

Методы: словесная игра, рассматривание семейных фотографий, игры, наблюдение

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Задание: «Расскажи  ребят о своей семье», «Знакомимся с куклой»

2. Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Какие геометрические фигуры использовали в предметах », «Что общего у всех предметов»

3. Ориентируется в пространстве

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушка.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Скажи, куда я положила игрушку.

4. Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

Методы: проблемная ситуация.

Материал: картина с изображением диких и домашних животных, карточки

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Рассели животных», «Убираемся в шкафу»

5. Сравнивает количество предметов в группах до 5.

Методы: игровой

Материал: набор игрушек, карточки с цифрами

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание  В магазин  за покупками

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие-несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сюжетная картина «Ветрина в магазине», «Семья», «Кафе

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что покупает мама в магазине?» Чем занимается семья в выходные дни», «Какой сок продается в кофе»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.Правильно держит ножницы, умеет резать ими по прямой,  диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы Умеет держать карандаш и кисточку, закрашивать в одном направлении, создавать  работу по образу. Владеет навыками скатывания пластина между ладонями в круг и овал, соединять детали в целое сглаживая места соединения. Знает элементы некоторых видов народного прикладного творчества. Способен, преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

Методы: наблюдение, игра

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами, краски, пластилин, набор карточек с дымковской и  филимоновской росписью

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Укрась дымковскую и филимоновскую игрушку», «Строи волшебный замок»

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности.

Материал: карточки иллюстрации

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: кто из детей изображенных на картинке, вырасти здоровым. Почему?

2. Соблюдает элементарные правила личной гигиены

Методы: беседа, игра

Материал: игрушка кукла

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Расскажем кукле как нужно умываться.

3. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

Методы: наблюдения в быту и организованной деятельности.

               Материал: мяч, корзина, стойка-цель

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Попади в корзину мячом правой руки, потом левой рукой. Теперь попробуем        

 попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отби


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ...

Диагностический инструментарий по проведению оценки качества знаний по речевому развитию детей 5-6 лет по программе "Детский сад 2100"

Диагностический инструментарий  для проведения диагостики по развитию речи для детей 5-6 лет  по программе "Детский сад 2100"...

Справка О результатах проведенной оценки качества образовательной деятельности подготовительной логопедической группе для детей от 6 – 7 лет за 2017 -2018 учебные года

СправкаО результатах проведенной оценки качества образовательной деятельности  подготовительной логопедической группе для детей от 6 – 7 летза 2017 -2018 учебные года...

Результаты проведенной оценки качества образовательной деятельности в логопедической группе для детей 4 - 7 лет.

Результаты проведенной оценки качества образовательной деятельности в логопедической группе для детей   4 - 7 лет....

Отчет о проведении месячника «Патриотическое воспитание детей», в средней группе «Радуга».

Отчет о проведении месячника «Патриотическое воспитание детей», в средней группе «Радуга»....

Задания для проведения мониторинга качества знаний детей средней группы «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: выявление сформировавшихся у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.В результате освоения содержания программы по формирова...