Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе
методическая разработка

Нурышова Диляра Ферсовна

Экологическое воспитание в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1.Во саду ли, в огороде

2. В хороводе деревьев

3"Зелёная аптека"

4. Выставка декоративно-прикладного творчества «Что нам осень подарила»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

2.Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.

3.Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

4. Активизация деятельности по формированию современного экологического мышления у ребенка.

Стимулирование образного мышления и творческого воображения в процессе работы над поделками.

Привлечение внимания к экологическому воспитанию детей.

Побуждение к творческому союзу воспитателей, детей и их родителей.

-Наблюдения, -Сбор урожая

-Дидактические игры:

"Чего не стало", "Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию"

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" -Ю. Тувим "Овощи"

-Игра "Дорисуй овощ"-Лепка "Овощи для магазина"

-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

-Отгадывание загадок

-Игра "Дорисуй листочек","С какого дерева листочек"

-Рисование "Разноцветные листочки"

-Беседа о лекарственных травах

-Загадки, -Рассматривание иллюстраций с растениями.

-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя".

ОКТЯБРЬ

1.Путешествие в страну Осень

2.Тайны грибного царства

3.Чудо- ягодка

4. Воздух

5. «Всемирный день хлеба» . Игра-путешествие «Хлеб-всему голова!»

1.Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

2.Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы. Дать знания о полезных свойствах грибов.

3.Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

4.Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

5. Закреплять знания детей о том, откуда на нашем столе появляется хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.

- Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.

- Закрепить названия сельскохозяйственных машин.

- Знать, какие природные условия нужны для выращивания хлеба.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке, за трудом взрослых.

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года" -Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет" "Детки на ветке","Какая сегодня погода" -И.Бунин "Листопад"(отрывок)

-Лепка "Как ёж готовится к зиме".

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций, -Аппликация "Грибы"

-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Поиск воздуха -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

-Речевые игры по лексической теме «Хлеб»

НОЯБРЬ

1. Мир растений

2.Подводное царство

3.Волшебница вода

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

 Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

-Чтение рассказа "Зелёные страницы"

-Беседа "Мой любимый цветок"

-Дидактические игры: "Собери букет"

"Узнай растение", -Рисование "Поляна цветов". -Опыт "Что любят растения",

"Как развивается растение"

 -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

-Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыты с водой

- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

ДЕКАБРЬ

1.На бабушкином дворе

2.Лесные жители

3.Белый снег, пушистый

4. «Экологическая неделя» .Акция «Не рубите елку,  берегите лес»!

1.Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным

2.Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

3.Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

4.Привлечь внимание жителей села Кунашак, педагогов нашего дошкольного учреждения, детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников с помощью листовок, бесед, детских рисунков и плакатов – призывов.

Воспитывать у детей дошкольников бережное отношение к хвойным деревьям и к природе в целом. (стихи, беседы, инсценировки)

-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных, иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры: "Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт"

-Чтение сказки "Как собака друга искала"

-Рассказ Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу", -"Как звери меняют шубку"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша","Кто, что ест", "Кто, где живёт" -Чтение "Снегурушка и лиса" -Рисование "животные в лесу"

 -Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

-Постройка горки с помощью взрослых

-Расклейка буклетов

ЯНВАРЬ

1. В гостях у птиц

2. Зимушка-зима

3. Песок, глина, камень, почва

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

-Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

-Дидактические игры:

"Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

-Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)

-Рисование "Зимушка- зима"

-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

-Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима", А.Барто "Ёлка" -Игры-забавы с санками

Опыт с песком, глиной

-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)

-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

ФЕВРАЛЬ

1. Путешествие в царство комнатных растений

2. Обитатели уголка природы

3.Стекло и металл

4. Экологическая акция «Покормите птиц зимой»

1.Познакомить с новым растением: геранью. Закрепить названия знакомых комнатных растений (фиалка, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

2.Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости.

3.Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

4. Формирование экологической культуры у дошкольников;

Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах;

Формирование умений и навыков наблюдения за ними;

Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать зимующим птицам в трудное время.

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Игра "Какого растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага,

почвенное питание) -Игра "Цветы"

-Беседа о строении растений, об уходе за комнатными растениями

-Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю"

-Чтение рассказов об обитателях уголка природы

-Впечатления, высказывания детей

-Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом

-Сравнение предметов

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

- «Покормим птиц зимой» - изготовление кормушек и заготовка корма для птиц, досуг развлечение для детей

МАРТ

1. В гостях у Веснянки

2. Береги живое!

3.Резина и пластмасса

4. «Всемирный день воды» Экологический праздник «День воды»

1.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. 2.Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Рассказать детям о Красной книге, о редких, находящихся под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

3.Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

4. Расширить знания детей о воде, как обязательном условии жизни; закрепить

знания

о свойствах воды, о разных ее состояниях (жидкая, твердая, газообразная);

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели "Подснежники"

-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

-Рисование "Волшебница весна"

-В. Берестов "Песенка весенних минут"

-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"

-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-Игра "Где живут животные"

-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

-Рассматривание предметов из этих материалов

-Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Поделки из резины, пластмассы

Игры с водой, наблюдение за дождем, льдом, снегом, беседы о воде, о состояниях воды,  о том, как вода помогает человеку, чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Вода».

АПРЕЛЬ

1.Насекомые - наши помощники

2. Знакомство с плодовым садом в период цветения

3.Земля- мой дом

4. Конкурс детско-родительского рисунка «Земля – наш Дом»

1.Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

2.Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

3.Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование "Божья коровка"

-Наблюдения за цветением деревьев

-Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"

-Дидактические игры

"Раскрась предметы живой и неживой природы" "Найди такой же"

"Подбери листок к дереву"

-Чтение художественной литературы

-Рисование "Яблоня в цвету"

-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл

-Беседа "Где я живу"

-Сравнение речки, болота, моря

-Рассматривание картины "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий

-Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

1.Экологическая тропинка

2.Человек - живой организм

3. Бумага, древесина, ткань

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"

-Целевая прогулка по экологической тропинке

Игра "Что ты сделал доброе для природы?" "Что будет, если:"

-Дидактическая игра "Кто больше"

-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

"Понюхай и отгадай"

-Беседа о потребностях человека

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек

-Оригами из бумаги

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

-Беседа

-Опыт с бумагой, древесиной

-Аппликация из ткани "Полянка цвет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Миляш»

Перспективное планирование

по экологическому воспитанию

в средней группе на 2021-2022 учебный год

Воспитатель: Нурышова Диляра Ферсовна

Кунашак 2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе

Перспективное планирование на зимний период. Поможет воспитателям последовательно знакомить детей с окружающим миром.Планирование представленно в виде таблицы .Где перечисленны методические приемы , о...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада

В перспективном планировании даются темы  занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации  этой работы...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи ...

Перспективно - тематическое планирование по экологическому воспитанию в средней группе.

Перспективно - тематическое планирование по экологическому воспитанию в средней группе....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе («Юнный эколог» С.Н. Николаева)

МесяцТемасентябрьНаблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» (стр. 7)Наблюдение «Все цветы разные» (стр. 7)Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» (ст...