Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
учебно-методический материал (младшая группа)

Улевич Елена Вацлавовна

   Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

   В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensornomu_razvitiyu.pptx529.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ Выполнила воспитатель ВКК Улевич Е.В.

Слайд 2

" Большая и маленькая куклы". Цель: различать и называть предметы по величине. Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие. Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

Слайд 3

«Круг, квадрат». Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг. Вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это?» (Круг) «А это?» (Квадрат) и т. д. «Потрогай и угадай». Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме. На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Слайд 4

« Спрячь зайку» Цель: развивать сенсорные способности детей, закрепить знания основных цветов, находить цвет по образцу. Воспитывать умение у детей слушать воспитателя, играть сообща. Материал: заламинированные плоскостные домики четырех цветов, на которых наклеены зайчики, четыре кружка соответствующего цвета картинка волк. Ход игры: Педагог спрашивает у детей кого больше всего боится зайчик? Конечно волка- отвечают дети. Разлаживает на столе домики с зайчатами, предлагает найти окошки соответствующего цвета чтобы спрятать зайку от волка. «Найди и покажи» Цель: закреплять понятие длинный-короткий, закрепить представление детей о цвете, длине, о назначении ленточек , способствовать познавательной деятельности детей. Материал: ленточки разных размеров (длинные и короткие) Ход игры: С ленточками как радуга, Будем мы играть! Ленточками яркими Будем мы махать. Воспитатель разлаживает ленточки разных размеров т.е длинные и короткие, просит детей отобрать ленточки короткие, ленточки длинные, разложить их, сравнить по величине.

Слайд 5

«Сбор фруктов». Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) . Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается

Слайд 6

«Платочек для куклы». Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани. Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. « Волшебные игрушки» Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве и овладению словами, обозначающими пространственное расположение предметов. Материал: резиновые игрушки. Ход игры: воспитатель на столе расставляет игрушки (резиновые).предлагает детям запомнить расположение предметов, просит закрыть глаза ладонями, в это время расположение игрушек воспитатель меняет. Ребёнок должен показать, где стояла игрушка раньше.

Слайд 7

«Из каких фигур состоит машина?» Цель: определение предметов по форме. Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д. «Подбери колеса машинкам» Цель: формировать умение подбирать предметы по цвету и размеру, воспитывать интерес к совместным играм, узнавать и называть основные цвета. Развивать сенсорное восприятие. Материал: картинки плоскостных машин основных цветов, круги вырезанные из цветного картона, таких же цветов (по 2 штуки каждого цвета), для колес. Ход игры: Воспитатель читает стихотворение: Машинок много у меня Есть красные, зеленые И каждый день их в садик я, Ношу, чтоб поиграли и друзья! На столе разложены машинки. Воспитатель спрашивает у детей: «Что лежит на столе? Машинки! Чего не хватает у машин? Дети отвечают-колес, давайте подберем колеса по цвету машин; подбирают, называют

Слайд 8

«Зажги фонарик». Цель: упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры. В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры. Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило: «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут их. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!» - говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом – цветные.

Слайд 9

«Варежки». Цель: соотносить предметы по цвету. Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты). « Пуговицы-потеряшки» Цель: Развивать сенсорное восприятие, зрительную моторику, учить подбирать предметы по размеру, по цвету, закреплять слова «больше», «меньше» Материал: Пуговицы большого и маленького размера. Баночки красного и синего цвета. Ход игры: Педагог просит у детей помощи, ребята нужно отремонтировать одежду куклам, необходимо пришить оторвавшиеся пуговицы, но они все перемешались. Давайте переберем пуговички и разложим маленькие и большие пуговицы по баночкам. Большие положим в красную, а маленькие - в синюю баночку. «Прищепки-потеряшки» Цель: ориентировка в цвете, развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление. Материал: подобрать заготовки картинок зайчик, белочка, львенок, петушок вырезанные из цветного картона, для эстетичности и много разового использования - ламинированные. Ход игры: Детям предлагается подобрать по цвету прищепки, закрепить их на мордочку или хвостик животного, воспитатель интересуется, как называется животное, каким цветом ( т.е зайчику, белочке ушки, львенку гриву, петушку перышки).

Слайд 10

«Узнай, кто в домике живёт». Цель: учить детей иметь представление о голосах животных. Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок – домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике. «Найди щенку будку» Цель игры: Формировать умение находить предметы нужного цвета, соотносить по признаку цвета, разные предметы (ошейник и будка). Развивать мелкую моторику рук. Материал: Будки вырезанные из цветного картона желтая, красная, синяя. Щенки с ошейниками таких же цветов, как и будки. Ход игры: Картинки будки, щенки разложены на столе. Дети выбирают щенков и ставят рядом около соответствующей будки. Цвет ошейника должен соответствовать цвету будки.

Слайд 11

«Поставь букет цветов в вазу». Цель: учить группировать предметы по цвету. Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов. Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям. «Сравни предметы по высоте». Цель: Определять предметы по высоте. Материал: деревья разной высоты. Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. «Узнай фигуру». Цель: развивать тактильные ощущения. На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Слайд 12

«Самая длинная, самая короткая». Цель: определять предметы по величине. Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая». «Что и где слышно». Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?» Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан?» и т. д.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие составляет основу полноценного восприятия и обучения ребенка в детском саду....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Картотека игр по сенсорному развитю детей: форма, цвет, размер, тактильные ощущения....