Консультация для педагогов и родителей (законных представителей) «Столовый этикет для дошкольников»
консультация

Организация питания в детском саду – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом важно не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. И чем раньше сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся и станут хорошей привычкой уже в детском возрасте. Ознакомление с навыками столового этикета и овладение ими позволяют ребенку быть уверенным в себе. Профессиональная обязанность воспитателя – обучение детей правилам поведения за столом, формирование умения пользоваться столовыми приборами. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также созданием среды, в которой постоянно находятся воспитанники. В этой работе воспитатель должен ориентироваться  на семью, на необходимость сделать родителей единомышленниками и активными участниками в воспитании у детей навыков столового этикета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 «Колокольчик»

г. Южно-Сахалинск

                   Консультация  для педагогов и родителей (законных представителей)

«Столовый этикет для дошкольников»

                                                                                              Подготовлена:

                                                       воспитателем

                                                       МБДОУ № 13 «Колокольчик»

                                                           г. Южно-Сахалинска

                                                          Соломатина Юлия Алексеевна

 Южно-Сахалинск,

2023

   Организация питания в детском саду – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом важно не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. И чем раньше сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся и станут хорошей привычкой уже в детском возрасте. Ознакомление с навыками столового этикета и овладение ими позволяют ребенку быть уверенным в себе. Профессиональная обязанность воспитателя – обучение детей правилам поведения за столом, формирование умения пользоваться столовыми приборами. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также созданием среды, в которой постоянно находятся воспитанники. В этой работе воспитатель должен ориентироваться  на семью, на необходимость сделать родителей единомышленниками и активными участниками в воспитании у детей навыков столового этикета.

   Работа по воспитанию у детей навыков столового этикета начинается уже в первой младшей группы. У каждого ребенка есть индивидуальные тканевая салфетка и бутербродная тарелка; столовая посуда яркая и удобная; чашки сервируются с блюдцами и чайными ложками; столовые приборы соответствуют возрасту; бумажные салфетки разноцветные; столы украшаются букетами цветов. Дети первой младшей группы успешно пользуются вилкой.

    Во второй младшей группе дети учатся:

  • Правильно сидеть за столом (им напоминают, что во время приема пищи нужно сохранять осанку);
  • Аккуратно есть на индивидуальных тканевых салфетках;
  • Правильно пользоваться столовыми приборами: снимать пищу губами с боковой части столовой ложки; отделять ребром вилки кусочки котлеты, запеканки; помогать кусочком хлеба брать на вилку рассыпчатый гарнир; разминать зеленый горошек зубьями вилки и поддевать его как гарнир, располагая указательный палец сверху; на вилку зубчиками вниз накалывать кусочек; набирать гарнир, держа вилку зубчиками вверх;
  • Использовать для салата закусочную вилку;
  • Правильно держать нож для масла и размазывать им масло на кусочке хлеба, положив его на индивидуальную тарелку для хлеба, придерживая кончиками указательного и большого пальцев; использованный нож для масла класть на бутербродную тарелку;
  • Пользоваться столовым ножом при употреблении блинчиков, печеночных оладий (хотя по правилам этикета нож к таким оладьям не подается);
  • Брать пищу понемногу, хорошо ее пережевывать;
  • При необходимости пользоваться бумажной салфеткой;
  • После еды вытирать бумажной салфеткой сначала рот, затем руки;
  • Закончив еду, осторожно переносить по одному предметы посуды, столовые приборы и индивидуальную салфетку на сервировочный стол;
  • После обеда полоскать рот кипяченой водой.

   Во время приема пищи привлекается внимание к заданному взрослым образцу правильного общения (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом), обращается внимание на красоту правильного сервированного стола.

   Сервировка для завтрака: индивидуальная тканевая салфетка; чашка с блюдцем и чайной ложкой; индивидуальная бутербродная тарелка и нож для масла (нож лежит на тарелке); тарелка для каши и десертная ложка; салфетница, букет цветов.

   Сервировка для обеда: индивидуальная тканевая салфетка; индивидуальный салатник; столовая тарелка; вилка для салата (закусочная), столовая ложка, вилка и нож; индивидуальная тарелка для хлеба; салфетница; букет цветов.

Напиток дети получают за полчаса до обеда. Тарелку со вторым блюдом ребенок выбирает сам на сервировочном столе.

   Сервировка для ужина: индивидуальная тканевая салфетка; чашка с блюдцем, чайной ложкой; индивидуальная тарелка для хлеба; тарелка для основного блюда; столовые вилка и нож; салфетница, букет цветов.

Подражая взрослым, дети первой и второй младших групп держат осанку за столом, вежливо обращаются к воспитателям с просьбой, ведут разговоры за столом о еде, после приема пищи благодарят.

    В средней группе дети продолжают учиться правильно пользоваться столовыми приборами. В сервировке на ужин добавляется столовый нож для употребления печеных оладий.

Совершенствуются навыки:

  • Вилку держать только в левой руке при использовании ножа;
  • При употреблении блинчиков, оладий отделять ножом небольшие кусочки;
  • Вилкой, поставленной на ребро, отделить небольшие кусочки котлеты, запеканки, куриного суфле, вареников, сырников, нож при этом не использовать;
  • Хлеб есть, отламывая небольшие кусочки;
  • Бутерброд с маслом делать на своей бутербродной тарелке;
  • После еды использовать бумажную салфетку (сначала вытирать рот, потом руки);
  • Столовые приборы и посуду убирать по одному предмету на сервировочный стол, тканевую салфетку сворачивать в конверт, крошки стряхивать на поднос, аккуратно складывать салфетки в общую стопку на сервировочном столе;
  • Прополаскивать рот кипяченой водой.

В средней группе дети осваивают сервировку стола к завтраку:

  • Тканевая салфетка вровень с краем стола;
  • Тарелка на 2 см от края стола;
  • Блюдце справа вверху от тарелки;
  • Чашка на блюдце ручкой справа;
  • Десертная ложка черенком на 2 см от края стола и н а 1 см от края тарелки;
  • Бутербродная тарелка слева вверху от основной тарелки;
  • Нож для масла на бутербродной тарелке лезвием влево и черенком вниз;
  • Салфетница и букет посередине стола.

   В старшей группе дети продолжают овладевать культурой поведения за столом:

  • Есть бесшумно;
  • Пользоваться ножом и бутербродной тарелкой при намазывании масла на хлеб;
  • Правильно использовать столовый нож для второго блюда (блинчики, оладьи печеные, оладьи печеночные), держать нож в правой руке, вилку в левой;
  • Правильно пользоваться столовой вилкой в зависимости от блюда (указательный палец держать сверху, черенок вилки упирается в середину ладони);
  • При употреблении котлет, биточков, запеканки, вареников, куриного суфле, омлета, сырников отделять ребром вилки постепенно небольшие кусочки на один прием, держа ее в правой руке (нож не используется);
  • Для салата использовать закусочную вилку;
  • Для употребления рыбы использовать вилку и кусочек хлеба;
  • При использовании столовой ложкой снимать жидкую пищу губами сбоку, а не с кончика;
  • Есть хлеб, отламывая небольшие кусочки на индивидуальной бутербродной тарелке;
  • Бумажной салфеткой пользоваться по мере необходимости, по окончании еды сначала вытирать ее рот, потом руки;
  • После еды уносить по два столовых предмета одновременно на сервировочный стол;
  • Тканевую салфетку сворачивать конвертом, уносить на сервировочный стол, встряхивать крошки на поднос.

    Большое значение необходимо отводить трудовому воспитанию. В старшей группе процесс и объем труда усложняются. Дежурный накрывает на два стола и применяет новый способ переноса посуды и столовых приборов, помещая их на разносы и лотки и набирая необходимое количество. Повышается скорость сервировки столов, экономится время. В группе оформляется блокнот для самооценки дежурств, в котором дежурные вместе с помощниками («дружочками») оценивают результат своего труда.

Дети старшего дошкольного возраста умеют направить свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им дело в соответствии с требованиями взрослых. Повышается уровень их самостоятельности, для которого характерны инициативность, ответственность за достижение результата. Самостоятельность старших дошкольников стимулирует экспериментально-поисковую деятельность, поиск собственного стиля выполнения сервировки. Инициатива направляется на то, чтобы дети действовали по-своему, проявляли творчество.

    В подготовительной к школе группе воспитатели продолжают воспитывать у детей культуру поведения при приеме пищи:

  • Правильно принимать и сохранять позу за столом;
  • Правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом), знать порядок приема пищи: сначала салат (использую закусочную вилку), затем основные блюда;
  • Еду брать понемногу и бесшумно ее пережевывать;
  • По мере необходимости пользоваться бумажной салфеткой;
  • Осторожно переносить посуду и столовые приборы после еды на сервировочный стол (весь набор одновременно);
  • Полоскать рот после еды;
  • Аккуратно убирать предметы сервировки (салфетки, вазочки с букетами, предметы декора).

   Освоив сервировку столов в старшем дошкольном возрасте, дети подготовительной к школе группы могут нарушать порядок действий во время дежурства. У них появляется желание проявить творчество не только в порядке сервировки, но и в выборе посуды, салфеток, элементов декора на столе.

   В подготовительной к школе группе больше внимания уделяется тематической сервировке, в которой проявляются творческая индивидуальность ребенка, ее неповторимость, уникальность, желание удивить, позаботиться о красоте стола. Здесь активное участие принимают родители. В результате совместной творческой работы родителей и воспитателей изготовлены разнообразные тематические салфетки, элементы декора, созданы букеты и композиции, собраны предметы для каждой темы (ракушки, вазочки, статуэтки, скульптура малых форм, разные салфетницы, солонки и т.п.), приобретены яркие тематические бумажные салфетки и посуда, столовые приборы.

    Дети подготовительной к школе группы вместе с родителями выбирают определенную тему сервировки. Но прежде для родителей была проведена консультация «Тематическая сервировка столов в подготовительной к школе группе» и организован мастер-класс.

В результате в одной группе появились такие темы для сервировки, как: «Золотая хохлома», «Морская», «Гжель», «Японская», «Цветочная поляна», «В мире насекомых». В другой подготовительной к школе группе родителями были предложены тоже очень интересные темы для сервировки: «Фруктовая», «Земляничная», «Летняя», «Подводный мир», «Кружевная», «Зимняя», «Новогодняя», «Голубые просторы».

    В каждой тематической сервировке подбираются элементы декора и предметы для нее: салфетки и салфетницы, посуда, солонки и вазочки с букетами, вазы с композициями, ракушки, муляжи, скульптура малых форм.

    Деятельность, освоенная на уровне самостоятельности, - необходимая предпосылка для творчества. В подготовительной к школе группе дети уже умеют самостоятельно сервировать столы, находить индивидуальный стиль исполнения. Они готовы творчески подойти к этой деятельности, а мастерство взрослых должно проявиться в том, чтобы показать детям мастер-класс и увлечь их поиском новых тем, новых вариантов сервировки.

   Перед очередным родительским собранием дети могут продемонстрировать свои творческие умения в создании сервировок на различные темы: умело подбирать столовую посуду по цвету и рисунку к выбранной теме, букеты, салфетницы и салфетки, солонки, предметы декора. Родители могут  ознакомиться с презентацией на тему «Столовый этикет для дошкольников» и дать объективную оценку полученным результатам.

   В результате проведенной работы дети подготовительной к школе группы могут научиться сервировать  с большим желанием, проявлять творческие способности, подбирать  темы для своих друзей. У них расширирятся представления о столовом этикете, а родители будут проявлять  активность и заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе.

  Дежурство – по столовой – обязанность. Конечно, если дежурство просто обязанность накрывать стол, к нему у детей быстро теряется интерес. Воспитатели должны превратить эту деятельность в творческий процесс, в соревнование.

  Например. О дежурстве дети договариваются с вечера, выбирают себе «дружочка». «Дружочки» помогают дежурным в сервировке, что способствует достижению нужного результата. С декабря в подготовительной к школе группе двое дежурных на все столы. Они могут договориться о способе сервировке. Например, один раскладывает салфетки, другой – тарелки, один – блюдца, другой – чашки, один – бутербродные тарелки, другой – салфетницы и т.д. Дети приходят к выводу, что так быстрее. Результат дежурства после самооценки заносится в специальный блокнот.

   Таким образом, воспитатели, дети подготовительной к школе группы и их родители в совместной творческой деятельности приобретают новые знания, навыки, опыт активного взаимодействия, взаимопомощи, творческого союза.

   Педагоги будущих подготовительных к школе групп планируют заинтересовать родителей такими новыми темами для сервировки, как: «Сиреневая», «Дары солнца», «Луговые цветы», «На птичьем дворе», «Яблочный Спас», «Вишневый сад», «Васильковая», «Радужная», «Золотая осень», «Музыкальная», «Сказочная», «Звездная» и др.

   Нужно отметить, что в детском саду большое внимание должно уделяться эстетическим аспектам воспитания.  Можно  разработать дизайн униформы сотрудников и одежды дежурных детей. Красивая и модная униформа  мл. воспитателя шьется по индивидуальному заказу. Одежда дежурных – фартучки – сочетается с оформлением интерьера группового помещения. Индивидуальные салфетки (по три комплекта на каждого ребенка) сшиты из качественной ткани для столового белья и разнообразны по расцветке.

   Огромную помощь для воспитания у детей навыков столового этикета может оказать родительский комитет детского сада, который организовал для родителей открытый просмотр приема пищи (обеда) во всех группах, что также способствовало вовлечению родителей в образовательный процесс.

  В детском саду должны проводиться семинары для сотрудников и родителей на тему «Европейский столовый этикет». Участники могут упражняться в основных правилах сервировки в соответствии с европейским этикетом, ответить на вопросы викторины по теме семинара. Другой семинар позволит участникам освоить правила подачи и употребления различных блюд: спагетти, жульена, рыбы. Жаркого, оливок, суши и роллов, различных фруктов и овощей, блинов, компота и т.д.

   Подводя итоги,  можно сделать вывод, что дети получат удовольствие от процесса создания разнообразных тем для сервировки, а родители стали единомышленниками и союзниками в воспитании у детей навыков столового этикета. Воспитатели и младшие воспитатели должны уделять значительно больше внимания этикету, проявлять интерес к нему и стремление к самообразованию по данной теме.

Анкета для родителей

   Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Это поможет лучше скоординировать работу детского сада и семьи. Спасибо за участие.

  1. Сколько лет вашему ребенку?
  2. Как вы считаете, достиг ли он того возраста. Когда следует прививать навыки культуры еды (столового этикета)?
  3. Обладаете ли Вы достаточными знаниями, представлениями, навыками, чтобы обучать ребенка столовому этикету?
  4. Уделяете ли Вы внимание в семье воспитанию культуры еды, сервируете ли стол по правила столового этикета?
  5. Насколько вас волнует эта тема:
  • никогда не обращаю на столовый этикет внимания;
  • волнует, но пока не пробовал(а) обучать ребенка столовому этикету;
  • очень обеспокоен(а) тем, насколько, мой ребенок будет свободен и самостоятелен в знании и навыках столового этикета.
  1. Какая помощь Вам необходима?
  • Дополнительное образование ребенка по столовому этикету (студия в детском саду);
  • Мастер-класс для Вас;
  • Другая.

   Анализ анкет показал, что большинство родителей готовы активно участвовать в воспитании у детей навыков столового этикета.

                                                                                                 О.Л. Гуржий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).Работа с родит...

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей) на тему" Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики"

Развитие творческих способностей  - это одна из самых актуальных задач в образовании, так как традиционное обучение направленно лишь на процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в ...

Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...