Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Казакова Дарья Алексеевна

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Грачев Куст Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул. Центральная 19.

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Подготовила воспитатель: Казакова Д.А.

Образование: незаконченное высшее

Стаж работы: -

Категория: -

2021 г.

На сегодняшний день образная и богатая речь, обогащенная синонимами и описаниями,  у детей дошкольного возраста довольно редкое явление.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной и выразительной.

Благодаря связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

В своей работе над развитием связной речи детей я использую несколько распространенных методов и приемов – творческие рассказы, сказки, пересказы, загадки, проговаривание и заучивание скороговорок, стихи, элементы мнемотехники.

Для систематизирования знаний детей использую модельные схемы. мнемотаблицы по блокам.  Разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, а также составлять маленькие рассказы.

Сказки. Практически каждый день уделяю время сказкам. До завтрака, до обеда или во время тихого часа читаю в основном русские народные сказки, в которых детям можно показать добрые, хорошие качества главных героев и рассказать, что хорошо и что плохо.

Творческие рассказы. Также хорошо использую рассказы. Предлагаю детям  придумать рассказ или сказку. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, даю подсказки в виде картинок, также существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Также в своем опыте использую придумывание рассказа с продолжением. Например: беру какую либо книгу и начинаю читать, на определенном моменте останавливаюсь и задаю вопросы, на которые ребенок должен продолжить по смыслу текста. Это может быть описательный рассказ времени года или главного героя рассказа.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Читаю детям короткие рассказы и спрашиваю каждого ребенка. Те, которые затрудняются, помогаю наводящими вопросами. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений.

Пересказ текста без помощи вопросов. Даю в начале занятия детям установку на пересказ без помощи, что позволяет развивать память и внимание у детей.

Заучивание наизусть, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей. Стихотворения беру в основном о временах года, чтобы дети запоминали и узнавали приметы. Так же веду работу на закрепление умения детей понимать интонацию, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную.

Таким образом, хочу сказать, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые возможности ребёнка. Его правильное звукопроизношение, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образностью и выразительностью.

В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесном взаимодействии в работе педагогов и родителей.

Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, необходимо использовать на занятиях и в свободной деятельности данные разнообразные методы и приёмы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Подготовила воспитатель: Казакова Д.А. Образование: незаконченное высшее Стаж работы: - Категория: - с.Грачев Куст

Слайд 2

На сегодняшний день образная и богатая речь, обогащенная синонимами и описаниями, у детей дошкольного возраста довольно редкое явление. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной и выразительной. Благодаря связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. В своей работе над развитием связной речи детей я использую несколько распространенных методов и приемов – творческие рассказы, сказки, пересказы, загадки, проговаривание и заучивание скороговорок, стихи, элементы мнемотехники.

Слайд 3

Для систематизирования знаний детей использую модельные схемы. мнемотаблицы по блокам. Разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, а также составлять маленькие рассказы.

Слайд 4

Сказки. Практически каждый день уделяю время сказкам. До завтрака, до обеда или во время тихого часа читаю в основном русские народные сказки, в которых детям можно показать добрые, хорошие качества главных героев и рассказать, что хорошо и что плохо.

Слайд 5

Творческие рассказы. Также хорошо использую рассказы. Предлагаю детям придумать рассказ или сказку. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, даю подсказки в виде картинок, также существенную помощь оказывают мнемотаблицы. Также в своем опыте использую придумывание рассказа с продолжением. Например: беру какую либо книгу и начинаю читать, на определенном моменте останавливаюсь и задаю вопросы, на которые ребенок должен продолжить по смыслу текста. Это может быть описательный рассказ времени года или главного героя рассказа. Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Читаю детям короткие рассказы и спрашиваю каждого ребенка. Те, которые затрудняются, помогаю наводящими вопросами. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений. Пересказ текста без помощи вопросов. Даю в начале занятия детям установку на пересказ без помощи, что позволяет развивать память и внимание у детей.

Слайд 6

Заучивание наизусть, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей. Стихотворения беру в основном о временах года, чтобы дети запоминали и узнавали приметы. Так же веду работу на закрепление умения детей понимать интонацию, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную.

Слайд 7

Таким образом, хочу сказать, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые возможности ребёнка. Его правильное звукопроизношение, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образностью и выразительностью. В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесном взаимодействии в работе педагогов и родителей. Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, необходимо использовать на занятиях и в свободной деятельности данные разнообразные методы и приёмы.

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей....

Тема: «Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детейдошкольного возраста. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь отно...