Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Мукаева Мария Валерьевна

Консультация для родителей

«Речевая готовность ребёнка к школе»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Цель: привлечение родителей к совместной работе по развитию речи старших

дошкольников.

Задачи:

1) Познакомить с критериями речевой готовности ребёнка к школе.

2) Рассказать о влиянии нарушений развития речи старшего дошкольного

возраста на обучение в школе.

3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными

усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к

школе.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня

пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и

задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи

обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится

правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать

грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической

грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут

преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников

младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической

(произносительной) стороны речи.

 Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим

хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение

людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители.

Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное

детство – ответственный период детского развития, когда закладывается

фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить

речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не

только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей,

чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти,

внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы

учите его думать.

 К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей

«неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности

может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более

высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе,

ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению

здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать,

занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает

при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание

поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то,

обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с

ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе

наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и

делать выводы.

 Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс.

1. Звуковая сторона речи.

Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и

предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное

произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы.

Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского

языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

3. Языковой анализ и синтез.

В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги,

проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки

из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть

мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на

письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое

искажение звуко-буквенной структуры слова.

4. Грамматический строй речи.

Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения:

изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные

предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе,

падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять

глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму

слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова;

притяжательные и относительные прилагательные от существительных.

Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных

предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов

в предложении.

5. Словарь.

Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями,

называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы,

синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на

понимании ребёнком прочитанного.

6. Связная речь.

Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу),

пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с

опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).

Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных

предметов и в написании изложений и сочинений.

 В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная

речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках

и в общественной жизни школа и класса.

 Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были

сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

 хорошее физическое развитие ребенка;

 развитый физический слух;

 развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

 нормальное функционирование ЦНС;

 владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,

время, счетные операции);

 произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать

учителя;

 познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,

любознательность;

 коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми

работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

 Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.

1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии

которых есть звук [с].

2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор,

апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих

фруктов и овощей.

3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а

затем [р].

4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с

красными цветами. По вечерам…….

7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность

ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития

детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть

четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее

способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не

уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как

личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить.

А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя

помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство,

грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего

семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - э...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Эта консультация предназначена  для родителей выпускников детского сада. Она создана в виде презентации, что позволяет достаточно полно и чётко осветить преподносимый материал, который родители в...

Консультация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".

Правильная,хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе....

Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко ...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

В консультации представлены основные показатели речевого развития дошкольника 6-7 летнего возраста, необходимые для поступления ребенка в школу....