Краткосрочная образовательная практика (КОП) «Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Козырева Людмила Геннадьевна

Развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования и наблюдения; создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kop_eksperimenty.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Игримская СОШ №1

структурное подразделение детский сад «Звёздочка»

Краткосрочная  образовательная практика (КОП)

«Занимательные опыты и эксперименты

для детей дошкольного возраста».

                                                                Составила: воспитатель Л.Г. Козырева

2020 год

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает

и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он

располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других

 равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик

 отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Пояснительная записка:

   Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Как?

  Ответ прост! Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры). И воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательный интерес.

Актуальность:

   Актуальность практики продиктована многолетним опытом работы, с детьми младшего дошкольного возраста, где особенно важны такие умения детей, как развитие мелкой моторики рук, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям воспитателя.

     Познавая различные объекты, события и явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы, выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру путём созидания.

   Важным аспектом является  и то, что особенностью детей дошкольного возраста, по ФГОС, является создание возможностей для продуктивной деятельности детей, для чего и будут созданы условия.

Цель: развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования и наблюдения; создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи:

- расширять представления детей о свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами природных явлений и предметов;

- формировать умение делать выводы на основе наблюдений и опытов;

-  участвовать в посильной практической деятельности.

Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:

  1. Принцип систематичности и последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);
  2. Принцип доступности (методы должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
  3. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей);
  4. Принцип вариативности (вариативность методов, способов деятельности);
  5. Принцип активности (активная позиция каждого ребенка).

Кратковременная образовательная практика предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на 4 недели (4 занятия), по 15-20 минут.

Планируемый результат:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Содержание кратковременной образовательной практики:

Название

Содержание

Результат

1

«Разбегающиеся зубочистки».

* Постановка исследовательской задачи.

 * Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

2

«Научи яйцо плавать».

* Постановка исследовательской задачи.

* Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

В соленой воде яйцо останется плавать на поверхности воды

3

«Может ли "кипеть" холодная вода».

* Постановка исследовательской задачи.

 * Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

4

«Взрыв цвета в молоке».

* Постановка исследовательской задачи.

 * Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

В ходе эксперимента молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

1. Разбегающиеся зубочистки.

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

фокусы

фокусы

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

фокусы

фокусы

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

2. Научи яйцо плавать 

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

фокусы

фокусы

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

фокусы

фокусы

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

3. Может ли "кипеть" холодная вода? 

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

фокусы

фокусы

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

фокусы

фокусы

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит"). 

фокусы

фокусы

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

4. Взрыв цвета в молоке

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
- цельное молоко

- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка.

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко. 

Результаты практики:

Дети будут:

Знать:  правила безопасности при работе с различными жидкостями (вода, молоко, моющее средство, пищевые красители), а также с сыпучими (соль), твёрдыми (сахар рафинад) и хрупкими (яйцо) предметами.

Понимать… технику работы с данными материалами.

Уметь… работать с вышеперечисленными предметами и материалами.

Делать… самостоятельно, проводить простейшие опыты и эксперименты.

Пополнять активный словарь… «моющее средство», «пищевые красители»

Реклама и продвижение практики:

Методическое сопровождение:

  1. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.
  2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  3. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.Экспериментальная и опытническая деятельность детей. Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создат...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста "Опыты с водой"

Через игры и опыты научить  детей исследовать воду в разных состояниях....

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

Консультация для родителей " Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей  «Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально ...