Отчет об инновационной деятельности ДОУ .
материал

Домнина Анна Евгеньевна

 Отчет об инновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
 

 

                  Инновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

                                                                                                 

                                                                                    Воспитатель: Домнина А.Е.

 

            ДОУ должно быстро реагировать на изменения в системе дошкольного образования, находить пути и способы эффективного развития учреждения.

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами  содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь -  инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.

- Как вы думаете, что такое инновация?

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций -  создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровье сберегающие технологии

Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит:

*  от типа дошкольного учреждения,

*   от продолжительности пребывания в нем детей,

*   от программы, по которой работают педагоги,

*   конкретных условий ДОУ,

*    профессиональной компетентности педагога,

*  показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Подробнее о прогулках – походах – ж. «Старший воспитатель», №5, 2011г.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл  проектной  деятельности  заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет  самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий,

требует постоянного творческого поиска  пути решения проблем. Таким образом, метод проектов  обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

*«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

*«экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

 *«повествовательные» -   при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

 *«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Хорошо использовать решение проблемных ситуаций ( как  и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).                                                                     Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.  В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных ( почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми  оформительскими приёмами.                  Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника.  Как  происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

-решение проблемных ситуаций ( как  и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).                                                                     

-эвристические беседы;

- наблюдения;

- моделирование  (Как  происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия

*коллекционирование  так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.  В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных ( почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми  оформительскими приёмами.                 

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может ( и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка « глаза в глаза»

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

*идти в ногу со временем,

*стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ, 

*сформировать основы информационной культуры его личности,

*повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач  невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

*диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

* содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

* рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

      У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

 Игровая технология  строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

*игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

*группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

*группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

 *группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

         Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

           Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии: цель данных  технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем,  в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка.  При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения.  Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга,  положительный эмоциональный  настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

  Кружковую  работу можно рассматривать и как показатель  личностно-ориентированного подхода,  и  как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда  нечто новое,  или, по крайней мере, шире  общеобразовательной программы.   

 

Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

- Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают  конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки  Кюизенера, развивающие игры Никитина.

Проблемно-диалогическая технология подразумевает проблемное введение нового материала: ставится задача или вопрос для исследования ,  а методы поиска решения организуют самостоятельное «открытие» знания детьми в творческом процессе-поиске. Скажем, старшей группе предстоит показать кукольный спектакль для малышей. Но кукол «би-ба-бо» в группе нет… и дети предлагают сделать кукол из….(кружек,  природного материала, перчаток или варежек…)

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал,  что  человек не может по - настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по инновационной деятельности

Отчет по инновационной деятельности...

Отчет по инновационной деятельности за 2013-2014 учебный год

Отчет по инновационной деятельности за 2013-2014 учебный год...

Отчет по инновационной деятельности за 2014-2015 учебный год

Отчет по инновационной деятельности за 2014-2015 учебный год...

Отчет по инновационной деятельности за 2015-2016 учебный год

Аналитический отчет о проделанной инновационной работе за учебный год....

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год...