Актуализация знаний педагогов по теме "Методы и приёмы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

С первых дней жизни при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsiya_znaniy_pedagogov.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Актуализация знаний педагогов по теме

«Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Актуальность данного вопроса заключается в том, что с первых дней жизни при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. И насколько он изначально продуман, спланирован и организован, зависит, будет ли он способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

 Цель работы:

Сформировать навыки самообслуживания у детей раннего возраста.

 В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Систематизация дидактического, игрового материала по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
  2. Проведение практического исследования по определению уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
  3. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

 В ходе реализации первой задачи мной были выделены методы и приемы, способствующие формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, к которым относятся:

Первая группа методов, направленных на обеспечение создания у детей практического опыта общественного поведения. К ним относятся:

  • Показ действия; пример взрослого или других детей (деятельность подражания);
  • Метод приучения (систематические упражнения).
  • Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
  • метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

Вторая группа методов, направленная на формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания. К ним относятся:

  • Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
  • Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).
  • Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»).

 Рассмотрим использование данных методов на примерах.

На первом этапе дети приучались к гигиеническому индивидуализму: у каждого должны быть свои расчёска, горшок, полотенце, носовой платок.

 Предметы личного пользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) маркируются для каждого ребёнка одной и той же меткой. Для этого мы использовали яркие картинки (флажок, ёлочка, морковка, грибок и т.п.), объясняли их значение.

 В ходе формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста был использован показ. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыков самообслуживания проще. Ими можно сопровождать любые действия малыша. Например, моем ладошки и отжимаем ручки», «Водичка-водичка, умой моё личико», «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды» и др.

 Также использую в своей работе стихи и словесные инструкции.

 Необходимо помнить: чем меньше ребёнок, тем больше игровых элементов следует включать в обучение, показы и общение с ним. Поэтому при мытье рук, например, разрешаю ребёнку немного поиграть с водой: поймать её рукой, пошлёпать себя по мокрым щёчкам. Однако, немного пошалив, сложим ладошки ребёнка «лодочкой» и окатим водой то одну, то другую руку, побуждая его делать обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий «разученный» приём мытья рук, который останется на всю жизнь.

 Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования умений самообслуживания были использованы дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения. В процессе их дети учатся решать познавательные задачи - вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Включая дидактические игры в педагогический процесс, отбирались те из них, которые доступны для малышей. Так, в процессе умывания использовались дидактические игры: «Мыльные перчатки», «Девочка чумазая», «Купание куклы Кати».

 Приём пищи - это сложный процесс, в котором должно быть сформировано чёткое взаимодействие рук, глаз и рта. Сначала следует помочь ребёнку выделить общую функцию предмета (ложки), который определяет смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе учить его овладевать технической стороной действия. Это значит, что взрослый должен помочь ребёнку. Здесь использовались такие методы и приёмы как показ и метод «пассивных движений».

Ребёнок должен видеть взрослого за приёмом пищи, именно поэтому так важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители дома ели с детьми одновременно.

Также в работе применялся метод «пассивных движений», когда  взрослый кормит ребёнка, фиксируя его руку в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учим доносить её до рта. Однако ребёнок раннего возраста быстро устаёт сидеть за столом, часто отвлекается, поэтому можно докармливать его, взяв другую ложку.

 В режимные моменты необходимо совершенствовать навыки культуры еды: умение есть самостоятельно; проглатывать пищу, не оставляя её за щекой, доедать до конца; формировать навыки аккуратности - учить пользоваться салфеткой и т.п. Многие малыши к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это ещё медленно и недостаточно аккуратно.

Основные задачи при работе с детьми раннего возраста во время одевания - это закрепление умения правильно одеваться с небольшой помощью взрослых, приучение к соблюдению правил поведения в раздевалке, размещению вещей в шкафчике.

Перед сном необходимо побуждать ребёнка вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты или колготки класть на сиденье. Следует научить малыша вежливо выражать просьбу о помощи, если ему трудно справиться с разными видами застёжек.

 Для обучения одеванию и раздеванию были использованы игры: «Найди свой шкафчик», «Подберем куклам одежду», «Каждая ножка - в свой домик», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться» и другие.

Правильное воспитание детей в процессе культурно-гигиенических навыков немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. В этом случае дети быстро теряют интерес к умыванию, раздеванию. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.

Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается. Не следует хвалить ребенка, если он не заслуживает похвалы. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, добиваться результата.

          В ходе реализации второй задачи было проведено практическое исследование по определению уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста. На основе программы «От рождения до школы», были выделены следующие показатели сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста:

1. Самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой,

2. Насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Умение пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Умение держать ложку в правой руке.

5. Умение складывать, вешать предметы одежды.

На основе данных показателей мной было проведено наблюдение за детьми, которое было осуществлено в октябре 2020 г.  Группу посещало 14 детей раннего возраста (в возрасте 1,2 до 1,6 лет). Все результаты фиксировались в таблице.

           На начальном этапе эксперимента мной были получены следующие результаты: 10  детей (71,5 %) – низкий уровень и 4 детей (28,5%) имеют средний уровень сформированности навыков самообслуживания.

После проведённой работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с использованием описанных методов и приёмов, было проведено повторное исследование, в ходе которого я использовала те же показатели, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Контрольное исследование было осуществлено в декабре 2022 г.

 На основе результатов, полученных в ходе наблюдения, мне удалось определить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста: 5 детей (36 %) показали низкий уровень и 9 детей (64 %) – средний уровень.

 Таким образом, результаты детей улучшились, низкий уровень сократился на 35,5 %, увеличилось количество детей со средним уровнем.

На основе вышесказанного можно отметить, что повседневные игры и практические упражнения дают хорошие результаты: дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие ещё держат ручку ложки в кулачке.

В процессе работы мной были применены наглядные приемы обучения навыкам самообслуживания - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы я сопровождала пояснениями. Показ действия обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогало детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

В своей работе я применяла игру в качестве основной формы организации детской деятельности, направленной на формирование социальных навыков детей раннего возраста. Мной были подобраны дидактические игры, направленные на становление у детей навыков опрятной еды, умения ухаживать за собой, умения одеваться и раздеваться, коммуникативные навыки и самостоятельность.

 Также в ходе внедрения опыта работы в практику детского сада были разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

  1. Не требуйте немедленного выполнения действий, чтобы он одевался только сам. Если ребёнок не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете одеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше. Предлагайте ребёнку самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
  2. Помните о постепенности формирования навыков самообслуживания, ненавязчиво, но постоянно предлагайте ребёнку маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Поиграйте с ребёнком: кто быстрее наденет носки или футболку.
  3. Используйте наглядные материалы, включающие последовательность действий формирования навыков. Можно повесить в раздевальной комнате плакат с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать.
  4. Используйте подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Придерживайтесь политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу».
  5. Оказывайте эмоциональную поддержку и хвалите его за то, что он оделся.
  6. При формировании навыка умывания требуется немало времени. Учите детей совершать действия в определенной последовательности. Показывайте ребёнку, как это делается, при этом сопровождая каждое свое действие пояснением. Важно с раннего детства обучать ребенка правильным приемам, способствующим формированию аккуратности. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время проявляйте большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, говорите: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребенка помогайте ему аккуратно и чисто умыться.
  7. Помните, обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. Впервые дни показывайте и объясняйте лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например, учить их завертывать рукава (сначала с помощью взрослого).

Постепенно приучайте детей правильно пользоваться полотенцем: показывайте, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно. По окончании умывания обратите внимание детей на их внешний вид, отметьте, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте что-нибудь положительное.

  1. Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы ваши приёмы обязательно сопровождались словом, объяснением.
  2. Закрепляйте у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками. К 3 годам эта привычка может быть сформирована.
  3. Нужно формировать культурно-гигиенические навыки у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, вилку и пользоваться салфеткой.
  4. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволят научить ребёнка есть быстрее и опрятнее. Обратите внимание ребёнка на то, как чисто на столе, напомните, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Показывайте, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Таким образом, разработанные методические рекомендации для воспитателей будут способствовать формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...