План по самообразованию. Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
материал (средняя группа)

Коновалова Виктория Сергеевна

Использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных ДОО. Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДОО есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Детское образовательное учреждение детский сад «Ладушки», филиал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Родинская средняя общеобразовательная школа Псковского района»,

ул. Школьная, д. 3, д. Родина.

План по самообразованию

                                              2022/2023г.

ФИО: Коновалова Виктория Сергеевна

Должность: воспитатель

Образование: среднее профессиональное

 Квалификационная категория -1

Стаж педагогической работы: 10лет 10 месяцев

Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования и их   роль в развитии детей дошкольного возраста.»

Дата начала работы: 1.09.2022  

Предполагаемая дата окончания работы:  31.05.2023

                       

                                                 2022 г.

                                                            Актуальность темы:

                                     «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

                                    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –

                                      ручейки, которые питают источник творческой мысли.

                                    Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

                                                                                                        тем умнее ребенок».

                                                                                                           В. А. Сухомлинский.

Использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со

стороны педагогов современных ДОО. Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДОО есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ.

 Цель:

повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Нетрадиционные техники рисования и их   роль в развитии детей дошкольного возраста.»

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения дополнительной литературы и статей по теме «Нетрадиционные техники рисования и их   роль в развитии детей дошкольного возраста.»
  •  Изучить  проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
  • Рассмотреть содержание методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
  • Разработать перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.
  • Составить собственные методические разработки  в ходе работы над темой.

Личный перспективный план по самообразованию на 2022-2023 учебный год.

Тема

Содержание работы

Сроки выполнения

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

ФГОС дошкольного образования

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г.

№ 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Сентябрь

Создание необходимой развивающей предметно-

пространственной среды

Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий.

Создание раздаточного материала, карточек, иллюстраций.

Создание картотеки НТР

Сентябрь - апрель

Представление опыта работы по теме

Выступление на педагогическом совете.

Май

Предоставление информации для родителей по данной теме

Рекомендации, консультации, беседы, памятки.

В течении года

Совместное оформление выставок

Выставка работ детей

В течении года

Отражение педагогической деятельности

Фотоотчёт в группе «Звёздочка» в контакте.

В течении года

                 

Перспективный план работы с детьми на 2022 – 2023 учебный год.

Месяц

Тема

Формы работы, цель

Методическое оснащение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Ветка вишни»

(кисть, рисование пальчиком)

Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.                        

половинки

альбомных листов, гуашь красная, зеленая, салфетки, баночки с водой, кисти.

«Гусеница» (печатанье пробкой)

Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.

мольберт, листы

бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные фломастеры, пробки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка зайка.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Осенние листья» (отпечатки листьев)

Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

альбомный

лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба), гуашь, широкую кисть, баночку с водой, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья).

«Осеннее дерево» (ладошка)

Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава).

демонстрационный материал «Осенний пейзаж»; изображение дерева на ватмане; краски гуашь; салфетки.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.  

Игрушка курица. У детей альбомные листы зелёного фона с контуром цыплёнка, гуашь, мягкая кисть № 3, жесткая кисть № 5.

«Котёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти.

альбомный лист

с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Рыбка»

(ладошка)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

лист бумаги

формат А4 (фон голубой), мисочки с разведенной водой гуашью, краски гуашевые (черного, коричневого, зеленого цветов ), кисти, стаканчики ( баночки) с водой, салфетки( бумажные

и влажные),  иллюстрации с изображением рыбок, педагогические эскизы.

«Осьминог»

(ладошка)

Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию.

презентация «Морские обитатели»; мультфильм про осьминожков, блюдечки с краской разных цветов; влажные салфетки.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Салют » (рисование кистью на мокром листе

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.

листы бумаги

для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой)

Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

голубой или

синий лист картона, блюдца с белой гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, гуашь цветная, кисточки, баночки с водой (на каждого ребенка).

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

Рубашки, вырезанные из бумаги, гуашевые краски (красного, жёлтого, синего, зелёного цветов), ватные палочки, подставки для палочек, салфетки, игрушка медведя.

«Синица» (ладошка, поролон)

Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем поролоном, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату.

Иллюстрация с изображением синички, альбомный лист, гуашь, кисть,

салфетка, тазик с водой. Альбомный лист, гуашь, кисточки №6 и №3, салфетки

М

А

Р

Т

«Ваза с цветами» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.

иллюстрации с

изображением

цветов вазе, тюльпаны, альбомные листы, гуашь разных цветов, кисти №6, влажные салфетки, баночки с водой.

«Веточка мимозы» (ватные палочки)

Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким.

Живая ветка мимозы (картинка). Половинка альбомного листа, гуашь, кисти, ватные палочки баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Разноцветные яички» (ватная палочка)

Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.

Ваза с ветками вербы; Пасхальные яйца из различных материалов

(Бумажные – 2 шт.) украшенные различными способами: (бисероплетение, вышивка, роспись, паетки и блестки, ленты и тесьма, и т.д.); Заготовки бумажные в форме яиц белого цвета;

Краски гуашь;

Кисти разных размеров; Ватные палочки;

Ленточки; Клей;

Цветные бумажные яйца для рефлексии.

«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью)

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти

гуашь зеленого

и желтого, белого цвета; две кисти -  кисть с жесткой щетиной, мягкая кисть  с тонким концом; палитра; светло-зеленый лист бумаги А-4; белый лист бумаги; матерчатая тряпочка; бумажная салфетка; баночка с водой; подставка под кисточку.

М

А

Й

«Бабочка» (ватная палочка)

Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение

гуашь, ватные

палочки, силуэты бабочек, салфетки, картинки с изображением времени года лето, бабочек, ТСО - аудиозапись

«Песенка о лете» - из мультфильма

"Дед Мороз и лето».

«Божья коровка» (рисование кистью и ватными палочками)

Учить детей рисовать выразительный образ насекомого. Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки.

Листы бумаги, вырезанные в форме

листика и тонированные в зеленый цвет. Гуашь красная и черная.

Кисточки и ватные палочки. Подкладные листы, неразливайки с водой, салфетки для промокания кисточек.

       ЛИТЕРАТУРА:

1.Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет:

Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.  

2.  Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

- М.,2007 г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.

5.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -     П., 1981 г.

6.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

7.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.

8.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Дошкольное детство – очень важный п...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования и их ролью в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...