Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Лескова Анна Николаевна

Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №45»

Картотека  пальчиковых игр

для детей 3-4 лет

Подготовила:

Лескова Анна Николаевна,

воспитатель

Пальчиковые игры

"Дружба"

Дружат в нашей группе                 Девочки и мальчики.

Дети сжимают и разжимают пальцы.

С вами мы подружимся                   Маленькие пальчики.

Ритмично соединяют пальцы обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять.                 

Поочередно соединяют пальцы

на обеих  руках, начиная с мизинца.

Начинай считать опять:    

Руки вниз, встряхивают кистями.

"Зайцы"

Скачет зайка косой                                   

Указательный и средний пальцы правой руки поднимают вверх, остальные пальцы выпрямляют и соединяют.

Под высокою сосной        

Ладонь правой руки-вертикально вверх,

пальцы широко расставлены.

Под другою сосной                         

Ладонь левой руки-вертикально вверх,

пальцы широко расставлены.

Скачет зайка второй         

Указательный и средний пальцы левой руки-вверх, остальные выпрямляют и соединяют.

"Осенний букет"

Пошли пальчики гулять,                 Стали листья собирать:    

"Пробегают" пальчиками по бедрам к коленям.

Красный листик, желтый листик...        

А потом давай считать:                  

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного к большому.

Один, два, три, четыре, пять!          

Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Сколько листиков собрали?

Пять!                                  

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув  пальцы.

"Пальчик-мальчик"

Пальчик-мальчик, где ты был?          

Где ты с братцами ходил?  

Пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и сгибают большой палец

-С этим-я в снегу валялся,              

С этим- с горочки катался,              

С этим- в парке я гулял,

С этим- я в снежки играл.

Поочередно массируют пальцы, начиная с указательного.

Все мы пальчики-друзья,                

Где они

Сжимают и разжимают пальцы. Показывают 4 пальца, прижав большой палец к ладони.

Там и я!                                

                                       

Показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони.

                                 

       

"Наряжаем елку"

Раз, два, три, четыре, пять-

Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

Будем елку наряжать.

Соединяют ладони над головой «домиком» и разводят руки в стороны.

Мы повесим шарики,

Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.

Яркие фонарики,

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад.

Веселого Петрушку

И разные игрушки:

И мишку-шалунишку,

Показывают руками длинный нос.

Вытягивают ладони вперед.

Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.

И заиньку-трусишку.

Прикладывают раскрытые ладони к голове.

Потом всех за руки возьмем

Берутся за руки.

И хоровод свой заведем.

Встают в круг.

"Расскажу про кошку"

Подставляй ладошку,

Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.

Расскажу про кошку.

Гладят ладонь другой рукой.

Будем пальчики считать?

Шевелят пальчиками.

Будем пальчики считать!

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

Раз-два-три-четыре-пять!

поочередно загибают пальчики на руке.

Вот- кулак,

Сжимают пальцы в кулак.

А вот-ладошка.

Разжимают их.

На ладошку села кошка!

Ставят на ладонь пальцы второй руки.

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку...

«Пробегают» пальчиками по руке до плеча.

Видно, мышка там живет!

Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

"Ладушки"

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

«Пекут оладушки», поочередно прихлопывая сверху одной ладонью по другой.

На окно поставили,

Остывать оставили.

Протягивают ладошки вперед.

Остынут, поедим

И воробушкам дадим.

Поочередно подносят ладошки ко рту.

Воробьишки сели,

Опускают ладони на колени.

Все оладки съели.

Стучат пальчиками.

Кыш, кыш-полетели!

Поднимают руки вверх, взмахивая кистями.

На головку сели.

Кладут ладони на голову.

"Цветы"

Наши алые цветки распускают лепестки.

Прикладывают округлые ладони друг к другу («бутон») и медленно разводят пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Мелко перебирают пальчиками.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Медленно соединяют пальцы.

Головкой качают, тихо засыпают.

Покачивают «бутон» вправо-влево.

"Коготки"

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки.

Пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки.

Ах, какие у нее

Маленькие лапки.

Поглаживают ладони друг о друга.

В этих лапках до поры

Дремлют цап-царапки.

Сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо-влево.

Моя семья

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

Поднять большие пальцы.

Второй палец — мамочка.

Разогнуть указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.

Разогнуть средние пальцы.

А четвертый — бабушка.

Разогнуть безымянные пальцы.

А вот этот пальчик — я!

Выпрямить мизинцы.

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!

Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!

Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!

Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!

Соединить мизинцы.

Кулачки

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

Пальчики спят

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему. 

Хочет этот пальчик спать.

Загнуть мизинчик.

И вот этот — прыг в кровать.

Загнуть безымянный.

Этот палец прикорнул.

Загнуть средний.

Этот сразу же заснул.

Загнуть указательный.

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

1, 2, 3, 4, 5!

На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.

Пальцы вышли погулять.

Пошевелить всеми пальчиками одновременно.

Этот пальчик нашел гриб.

Загнуть большой палец.

Этот пальчик кормит рыб.

Загнуть указательный палец.

Тот играл.

Загнуть средний палец.

А этот пел.

Загнуть безымянный палец.

А мизинчик лишь смотрел.

Загнуть мизинец.

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.

Двигать безымянными пальцами.

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

Двигать средними пальцами.

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»

Двигать безымянными пальцами.

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

Двигать мизинцами.

Корзинка овощей

Ладошки держать перед собой или положить на стол.

У девочки Зины

Овощи в корзине.

Сложить из ладошек «корзинку».

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок.

Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

Перец и морковка

Разместились ловко.

Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

И фасоль, и огурец.

Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!

Поднять большие пальцы вверх.

Гости

Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К пальчику большому

В гости все бегут.

Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

Только вышел с дома, 

Указательный уж тут.

Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.

Потом средний подоспел.

Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.

Безымянный прилетел.

Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.

И мизинчик — крошка

Постучал в окошко.

Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.

Вот все вместе собрались —

Посиделки начались.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.

Дружные пальчики

Пора пальцам на зарядку.

Ритмично хлопать в ладоши.

Ведь нельзя им уставать!

Поочередно сжимать и разжимать кулаки.

Чтоб в альбоме быстро, ловко

Тереть ладошки друг о друга.

Снова стали рисовать.

Потрусить руками в воздухе.

Слон и мышка

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.

Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.

А была бы со слона.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.

Хлопнуть в ладоши.

Паучки

Игру лучше выполнять стоя.

Паучок бежал по ветке.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

Вместе с ним бежали детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

С неба дождик вдруг полил.

Встряхивать кистями, имитируя дождь.

И на землю всех их смыл.

Хлопнуть ладошками по коленям.

Стало солнце пригревать.

Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

Вот ползет паук опять.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

А за ним полезли детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

Вместе ползают по ветке.

Пальчики «ползают» по голове.

Утята

В такую игру нужно играть сидя за столом.

По речке пять утят плывет

А мама — утка их зовет.

Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

Утята к маме не спешат,

Лишь четверо плывут назад.

На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.

Идти домой не все хотят,

Всего лишь три плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

По речке плавают, шумят,

Лишь два птенца плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

Один лишь к берегу плывет.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

А мама – утка всех зовет.

Покивать кистью первой руки.

И вот все пятеро утят

Спешат к мамулечке назад.

Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей 4-6 лет

В материале представлена картотека пальчиковых игр из книги Желобкович "Физкультурные занятия в детском саду"...

Картотека Пальчиковых игр для детей (2-3 лет)

Уважаемые родители очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....