Консультация "Диво дивное, чудо чудное"
консультация

Винокур Нина Павловна

Знакомство с обрядовыми праздниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_obryadovymi_prazdnikami.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с обрядовыми праздниками

« ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ»

(приобщение детей к истокам русской народной культуре)

ДЕВИЗ: Благословите, братцы,

               Старину сказать,

               С обычаев, поверьев,

               Предрассудков

               Сняв маску старины –

               На правду указать.

      Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определенные дни словно исполняют хорошо заученные роли? Почему, например, под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки – песни с пожеланиями благополучия и богатого урожая? Почему на Масленицу пекут блины, делают соломенное чучело и бросают его в костер? Почему на Троицу воздают почести березке, украшают ее цветными лентами, водят вокруг нее хороводы?

Мы можем сказать, такова традиция.

      Верно. Традиция. И корни ее уходят во времена седой старины, во времена языческие. Тогда еще человек не думал о себе как о «хозяине» природы. Он ощущал себе ее частью и считал, что, подобно ему, живыми были земля и небо, вода и огонь, гром и молния, деревья и камни…

      Шло время. Славяне от охоты и собирательства перешли к земледелию. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. Появились новые культы, но они не вытесняли прежних, а существовали наряду с ними.

Но поскольку корни всех языческих представлений уходят в отдаленную первобытность, невозможность было так сразу уничтожить древнюю веру. Более того, язычество стало проникать в христианство. И чтобы подчинить русский народ своему влиянию, Церковь вынуждена была пойти на компромисс: христианскую обрядность (церковные службы, посты и т.п.) стали сочетать с языческими отправлениями культов; и в число христианских были включены главные языческие праздники, например Масленица.

      Столкновение двух религий, их взаимовлияние породили в результате такое уникальное явление, как Русское Православие, сущность которого стало двоеверие.

Назовите русские народные обрядовые праздники?

- праздник урожая, - Святки, -Рождество, -Масленица, -Вербное воскресенье, -Пасха ,-Троица, -праздник Ивана Купалы.

      Христианство пришло на русскую землю в 988 году, пришло оно со своим календарем – святцами. В них каждый день был посвящен памяти одного или нескольких святых. Святцами крестьяне научились пользоваться лишь не раньше 15 века. Привлекало их, что святые имели каждый свои «обязанности»: одни должны были заботиться о здоровье людей, другие – о здоровье скота и т.п. Крестьянину ясно было, к кому обращаться за помощью в конкретном деле.

      Народ принял христианские праздники, т.к. церковь постаралась приурочить их к языческим.

      Языческие и христианские праздники слились в единое целое, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

      Участие в праздниках для всех было строго обязательно. Эти радостные события украшали жизнь, полную забот и непосильного труда.

      Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

ЧАСТУШКИ.

1.   Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2.   Не хотелось выходить –

Стояла и стеснялась!

А гармошка заиграла –

Я не удержалась!

3.   Как все местные ребята

Стали моде подражать:

Надели чистые рубашки –

Шеи грязные видать!

4.   Эй, топни нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!

5.   Если б не было воды –

Не было бы кружки!

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".

В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....

Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"

План работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ"

Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ" После выступления ведущий зад...

Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

родительское собрание диво дивное ,чудо чудное

Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду....

План проведения Дня открытых дверей «Диво – дивное, чудо - чудное»

Цель проведения: формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей и общественности; демонстрация всех видов образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской наро...