Методические рекомендации «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
методическая разработка

Методические рекомендации

«Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МАДОУ «Детский сад № 12» - «Детский сад № 65»

623101 Свердловская область, г. Первоуральск. пр. Космонавтов, 4А,

Тел.: 63-84-16

___________________________________________________________

Методические рекомендации

«Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

                                                                                  Составила:

                                                                                  старший воспитатель

                                                                                  филиала МАДОУ

                                                                                  «Детский сад № 12» -

                                                                                  «Детский сад № 65»

                                                                                   Е.А. Климова

Первоуральск

2018

Данное пособие представляет собой рекомендации для педагогов по структуре, последовательности детского экспериментирования, содержании уголков экспериментальной деятельности в ДОУ.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как свободный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает по средством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДДО поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Работу в данном направлении необходимо организовать таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

 Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны воспитателя. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5-ти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно- следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст) 

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого). 

6. Наблюдение результатов эксперимента. 

7. Фиксирование результатов эксперимента. 

8Формулировка выводов.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия – экспериментирования:

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2. место для приборов, материалов (природного, бросового)

3. место для проведения опытов

4. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного

характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных

растений, камешки, ткани,

(подарки зимы, весны, осени)

- песок, глина;

-набор игрушек резиновых, пластмассовых

для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной;

-красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.)

- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», (чудесный мешочек), зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями , внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.

- семена бобов, фасоли, гороха.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для детей среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, (подарки зимы, весны, осени)

- мини-музеи (тематика различна, например: «камни», «чудеса из стекла» и др.)

- песок, глина;

-набор игрушек резиновых, пластмассовых;

для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной;

- красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений (чудесный мешочек), зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем), ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции, мини-музеи (тематика различна), например – «Часы бывают разные», «Изделия из камня»

- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

- сито, воронки;

- половинки мыльниц, формы для льда;

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки и др.

- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

- личные блокноты детей для фиксации результата опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие, запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Памятка

«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1. сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах, (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2. сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба-пальто, чай-кофе, туфли-босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1) о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2) о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

3) о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);

4) о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп);

5) о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется-ломается, высоко-низко-далеко, мягкий -твердый- теплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1) о материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

2) о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками);

3) о мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);

4) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

5) о геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

6) о человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т.д.);

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки-носки), форме (шарф-платок-косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое – шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1) о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

2) о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снега, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, сезон, год);

3) об агрегатных состояниях воды (вода-основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);

4) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);

5) о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный, воздушный и пр.);

6) о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).

В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования.

Задача уголка:

  • развитие первичных естественнонаучных представлений,      наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных          операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:

     экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Содержание Уголка экспериментирования:

  1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
  2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

      Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

  1. Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  2. В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и закрепляющие знаки.
  3. Материал, находящийся в Уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

  Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
 Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

  Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
 Из всего  можно сделать вывод, что
для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2008г

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ управление ДОУ, №4, 2012, с. 84-92

3. Короткова Н.А. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников./ Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 2013, № 1, 2014

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под ред. Л.Н. Прохоровой 2004

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей./ Дошкольное воспитание, № 1, 2005

6. Материалы Интернет-сайтов.

Цель:

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт. Поэтому...

Методические рекомендации для воспитателей по организации опытно -экспериментальной деятельности.

В материале содержится краткое описание структуры занятия - экспериментирования, план работы кружка по экспериментированию....

Методические рекомендации.Организация жизни и деятельности детей в ДОУ.

Методические рекомендации.Организация жизни и деятельности детей в ДОУ для воспитателей....

Методические рекомендации «Организация жизни и деятельности детей в ДОУ»

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в ...

Методические рекомендации "Организация образовательной работы с дошкольниками"

Методические рекомендации по организации образовательной работы с дошкольниками...

Методические рекомендации «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Методические рекомендации  «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»...