«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Бацких Светлана Анатольевна

Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжительность проекта: январь-май.

Цель. Создание   условий для формирования

навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную

литературу по формированию навыков культурного поведения у

детей дошкольного возраста;

-Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Расширить представление дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении и вне его стен.

Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена

следующими причинами:

1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к

социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного

становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения,

мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления,

обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так

и отрицательных.

2. Особенностью психического развития детей среднего, старшего

дошкольного возраста является произвольность, что способствует

формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени

обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

3. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый,

ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная,

систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный

процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат,

поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и

подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет

достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что данная тема

актуальна.

Гипотеза.

Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Формы реализации проекта: занятия, экскурсии, проблемные ситуации, ежедневные прогулки, игра, праздники, работа с семьёй, свободная деятельность детей.

Методы реализации проекта.

Наглядные: энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки детей.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказ воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.

Практические: дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, создание альбома о правилах поведения.

Предполагаемые результаты проекта.

Дети: Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.

Закрепление культурно-гигиенических правил.

Рост речевой активности детей в разных видах деятельности.

Способность анализировать свои поступки и поступки других.

Родители: Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.

Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».

Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.

Педагоги: Повышение эффективности работы по теме.

Повышение личностно-профессионального уровня.

Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

1 этап. Подготовительный.

Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.

2 этап. Основной.

Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Работа ведётся по следующим разделам:

Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

3 этап. Заключительный.

Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.

период

задачи

самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

январь

Повышение собственной профессиональной компетентности.

-Выявление знаний детей по данной теме. -Побуждать детей к пониманию важности вежливого обращения.  

-Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта.      

Подбор, изучение методической литературы по теме.

 Беседа «Вежливость на каждый день», «Мой четвероногий друг»

Д/и «Сундучок полезных дел», «Давайте познакомимся»

с/р игры «Детский сад», «Семья»

СИТУАЦИИ. «Путешествие по маршруту добрых дел»

«Будь опрятным»

Анкетирование родителей по выявлению уровня представлений о социально-нравственном воспитании дошкольников.

Февраль

Формирование у родителей интереса к теме проекта           -вызвать у детей осуждение жадности как черты характера

- вызвать желание быть настоящим мужчиной

- воспитывать галантное отношение к девочкам

-упражнять в оценке правил поведения.

Разработка сценариев развлечений, досугов.

Выступление на педсовете в ДОУ, на семинарах.

СИТУАЦИИ «Учимся знакомиться»

БЕСЕДЫ «Почему с жадным никто не дружит», «Хочу быть как папа»

Д/ и «Рыцарские поступки», «Объясни поступок»

С/р игры «Армия», «Солдаты», «Семья», «Спасатели».

-Проведение спортивного праздника  посвященного «Дню защитника Отечества

Консультация для родителей  «Культура поведения детей».

март

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

- Побуждать к проявлению чувства справедливости, отзывчивости.

-воспитывать желание защищать малышей, никогда их не обижать.

-упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю

-воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Оформление

необходимого материала:

дидактических карточек,

схем.

СИТУАЦИИ «Как бы ты поступил?»

БЕСЕДЫ «Что значит защищать слабых»

Д/ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Я покупаю подарок»,

«Важные слова»

С/Р игры

«Театр», «Зоопарк»

ЧТЕНИЕ

А. Барто «Помощница»,

 С. Михалков «Недотепа»

Б. Житков «Как я ловил человечков»,

С. Маршак «Урок родного языка»

 Выставка рисунков «Любимый сказочный герой»

Апрель

Развивать культуру общения с взрослыми и детьми

-Воспитывать умение регулировать свое настроение

-подвести к пониманию того что правила поведения должны соблюдать и взрослые и дети

-воспитывать умение договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Подготовить и оснастить

Уголок «Весёлый этикет»

СИТУАЦИ «Я и взрослые»

- «Неразлучные друзья- взрослые и дети»

БЕСЕДЫ «Мое настроение и настроение людей», «Правила для всех»

Д/ и «Добрые советы»

«Помогаем взрослым»

С/р игры «Автобус», «Самолет», «Кафе», «Семья»

Чтение

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»,

Благинина «Если был бы я девчонкой»

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам культуры поведения

Май

-воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству

-  дать представление о скромности

-упражнять в умении видеть и оценивать поступки товарищей

-упражнять в умении и желании делать добрые дела

-закрепить правила поведения в общественном транспорте.      

- воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки.

Выступление на педсовете в ДОУ, на семинарах.

СИТУАЦИИ «Будь скромным»

БЕСЕДЫ «Кто такой скромный человек», «Расскажи о хорошем поступке друга»

Д/ И «Шкатулка добрых дел»

С/р «Семья», «Повара», «Парикмахерская», Автобус», «Самолет»

чтение

С. Маршак «Дети нашего двора»

С. Иванов «Хорошо или плохо»,

 Р. Погодин «Просто история»

В. Железняков «Рыцарь»,

А. Барта «Вовка - добрая душа»

        

Консультация для родителей: «Нравственное воспитание дошкольников»

\

Изучаемая литература:

С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

А.А.Лопатина, М.В.Скребцова «Воспитание нравственных качеств у детей»

Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет»

Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.

Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.

Кондрыкина Л.А., Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ООО ТЦ Сфера, 2011 г.

Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

В представленном материале разработана система по  формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Цели:1)    Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2)    помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; оказание помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

Отчет по теме самообразования: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию воспитателя Дудоровой Галины Владимировны.Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»...