Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Мир на планете – счастливы дети»
проект (средняя группа)

Соколова Наталия Викторовна

Обобщены исследования по проблеме создания дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_na_planete-schastlivy_deti_sokolova1.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» п. Малиновский

Познавательно-творческий проект для детей средней группы

«Мир на планете – счастливы дети»

Автор воспитатель:

Соколова Н. В.

2021г

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила.

Состав участников: дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.

Цель проекта: создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.

Срок реализации: с 1 по 30 ноября.

Вид проекта: познавательно - творческий (оформление результата в виде выставок детских творческих работ).

Форма организации: взросло-детский.

Продолжительность – краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Форма представления продукта: выставки детских творческих работ.

Актуальность. Возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами. В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России и становление демократической России в целом.

Очень важно, чтобы современный ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных и дружеских отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства. Также следует дать детям верные ориентиры в социальном окружении: о человеке следует судить не по его национальности, а по тому, каков он, следует судить по его делам и поступкам. Если человек делает добрые дела, то, следовательно, человек добрый, хороший.

Новизна: использование комплексного подхода в формировании основ этики межнационального общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Инновационная направленность: использование возможностей разных видов деятельности в создании дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.

Проблема: каким образом использовать разные виды деятельности дошкольников для создания дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.

Цель: создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

1. Расширить знания детей о разных нациях и народностях.

2. Познакомить с декоративно-прикладным искусством разных народов.

3. Формировать полные, осознанные и обобщенные представления детей о дружбе.

4.Сформировать элементарные навыки этики межнационального общения.

5. Поощрять дружбу между детьми, научить дорожить дружбой, друзьями.

Развивающие задачи:

1. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками и между детьми разных национальностей.

2. Развивать эмоционально-положительные отношения детей друг к другу, независимо от национальности и пола.

3. Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям.

2. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав представителей разных национальностей.

Работа с родителями:

Цель: привлечение родителей к активному участию в мероприятиях группы, вызвать желание участвовать в ней.

Задачи: развивать способность видеть в своих детях личность, уважать их мнение, обсуждать с ними предстоящую работу. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Приобщение к художественному творчеству, укрепление межнациональных отношений.

Принципы построения проекта:

–принцип системного обеспечения реализации цели и задач проекта (работа по проекту проводится целенаправленно, систематически, на основе планирования деятельности детей и взрослых;

–принцип комплексно-тематического планирования (предполагает погружение каждого ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить»тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями);

– принцип интеграции содержания образовательных областей (ФГОС ДО) и разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, коммуникативной видов деятельности детей);

–принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

– принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;

– принцип индивидуального подхода на основе безоговорочного признания уникальности и ценности личности каждого ребенка;

– принцип учета эмоциональной окрашенности учебного материала – предполагает, что беседы, игры, задания, упражнения создают благоприятный эмоциональны фон, стимулируют положительные эмоции, развитие эмоционального интеллекта, снятие тревожности, коррекцию поведения каждого ребенка.

Планируемые (ожидаемые) результаты проекта.

1. Расширятся знания детей о разных нациях и народностях.

2. Дети ознакомятся с декоративно-прикладным искусством разных народов.

3. У детей будут сформированы полные, осознанные и обобщенные представления о дружбе.

4. У детей будут сформированы элементарные навыки этики межнационального общения.

5. Дети научатся пользоваться позитивной лексикой и согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении разных видов деятельности.

6.Дети научатся дружить и дорожить дружбой, друзьями.

7.Получат дальнейшее развитие основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками и между детьми разных национальностей.

8. Дети будут положительно относиться друг к другу и к другим людям независимо от национальности и пола.

9. У детей будет воспитано чувство уважения к национальным обычаям, традициям.

10.Дети станут доброжелательно относиться друг к другу, у них повысится культура дружеских отношений, будет преобладать толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав представителей разных национальностей.

11. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

Условия реализации проекта:

1.Взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых.

2.Использование активных методов и форм организации игровой, продуктивной (изобразительной), познавательной, речевой, коммуникативной видов деятельности.

3.Поэтапная организация деятельности детей в рамках проекта, которая обеспечивает создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.

4. Взаимодействие с родителями.

Использование интеграции.

Проект основан на полной интеграции. Это означает, что создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения, являясь главным направлением этого проекта, интегрируется с содержанием пяти образовательных областей, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием).

Проект реализуется в разных видах деятельности дошкольников: игровой, продуктивной (изобразительной), познавательной, речевой, коммуникативной.

В ходе работы по проекту дети общаются, играют, слушают рассказы воспитателя, беседуют, рисуют, выполняют аппликации, коллажи, слушают музыку, знакомятся с фольклорными и литературными произведениями разных народов, разучивают стихи про дружбу детей и представителей разных народов.

Формы организации с детьми: фронтальные, групповые (работа в малых группах по 3-5 чел.), парные, индивидуальные.

Формы организации с родителями: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Предполагаемые продукты детской деятельности:

• Выставки детских творческих работ:

1.Аппликация с мотивами орнамента народов Севера «Украсим варежку».

2. Рисование «Украшение игрушки (по мотивам филимоновской росписи).

3. Аппликация «Украсим рубашку для дедушки белорусским орнаментом».

• Коллаж «Нас много, и мы едины».

Основные этапы проекта

1.Целеполагание - актуальная и посильная задачи.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществлялась в соответствии с планом поэтапной реализации проекта и календарно-тематическим планом. В первом плане описаны этапы проекта. Второй план содержит мероприятия, проводимые с детьми в разных видах деятельности – игровой, продуктивной (изобразительной), познавательной, речевой, коммуникативной и др.

План поэтапной реализации проекта

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап – целеполагание

1. Анализ литературы.

2.Начальная диагностика уровня сформированности представлений о дружбеиэтики межнационального общения у детей.

1. Определение актуальности, проблемы, цели и актуальных и посильных задач, ключевых понятий проекта.

2. Подготовка диагностического инструментария.

1ая неделя

Воспитатели.

II этап – разработка проекта

1. Разработка перспективного планирования.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

1. Подбор тем для продуктивной организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, отражающих культурные традиции разных народов.

2. Подборка бесед, стихотворений, сказок, рассказов, пальчиковых и подвижных игр разных народов, картин, иллюстраций. Подготовка дидактического и практического материала для работы с детьми

2ая неделя

Воспитатели, родители, дети.

III этап. Внедренческий (основной) – выполнение проекта

Реализация плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.

Проведение с детьми бесед, НОД, разучивание стихотворений, чтение и обсуждение сказок и рассказов разных народов. Подвижные народные игры, пальчиковые игры. Театрализованная деятельность.

Представление проектного продукта: Выставка детских работ.

1-4 неделя

Воспитатели.

Взаимодействие с родителями.

Родительское собрание. Консультации. Оформление информационно-просветительского стенда. Открытые показы организованной образовательной деятельности. Выставки родительских и детских работ.

1-4 неделя

Воспитатели

Развивающая предметно-пространственная среда

1.Пополнение Уголков чтения и ИЗО книгами, открытками, фотографиями, иллюстрациями о дружбе разных народов.

2.Создание картотек стихотворений, сказок, пальчиковых и подвижных игр разных народов.

3.Тематическая подборка для стенда «Для вас, родители».

1-4 неделя

Воспитатели, родители

IV этап. Итоговый (обобщающий)

1. Итоговая диагностика детей.

2.Сравнительный анализов результатов.

1.Повторная диагностика детей. 2. Обобщение результатов реализации проекта на педагогических советах, размещение на сайтах. 3. Определение перспектив и задач для новых проектов.

4-ая неделя

Воспитатели

Календарно-тематический план реализации проекта

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Первая неделя

Беседа:«Толерантность начинается с дружбы»

Цель: формировать дружеские отношения между нациями

Пальчиковые игры «Апельсин», «Дружные пальчики». Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, координации движений рук.

Подвижная русская народная игра «Гуси-лебеди».

Цель: Ознакомление с особенностями русской народной игры. Обучение детей действовать по сигналу водящего и выполнять правила игры. Развитие быстроты, ловкости и навыков бега

Беседа «Дружба начинается с улыбки». Цель: обобщение и расширение знаний о понятиях «друг», «дружба».

Разучивание стихотворения

Юрия Энтина «Про дружбу». Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений.

Подвижная игра народов Севера«Хейро».

Цель: развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

НОД. Аппликация с мотивами орнамента народов Севера «Украсим варежку» в нетрадиционной технике «Хантыйские мотивы бабушки Маяне». Цель: выполнение аппликации с использованием нетрадиционных техник.

Подвижная азербайджанская народная игра «День-ночь».

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности.

Чтение художественной литературы.

Белорусская народная сказка «Воробей и мышь». Цель: воспитание положительных моральных качеств; формирование неприятия отрицательных моделей поведения.

Подвижная татарская народная игра «Ловишки».

Цель: развитие быстрого бега, ловкости, ориентировки в пространстве.

Чтение художественной литературы. Рассказ Георгия Скребицкого «Дружба». Цель: воспитание интереса к литературе и расширение  читательских интересов; формирование понимание дружеских отношений и положительные моральные качества.

Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности.

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Вторая неделя

Беседа «Мои друзья».

Цель: обучение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду.

Подвижная русская народная игра «Жмурки»

Цель: развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Беседа «О символах России и Белоруссии». Цель: ознакомление с особенностями государственной символики этих двух стран.

Пальчиковые игры «Апельсин»,«Дружат дети в нашей группе».Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, точной и слаженной координации движений рук.

Подвижная игра народов Севера«Рыбаки»

Цель: развивать ловкость, внимание, смекалку, чувство товарищества, ориентировку в пространстве.

НОД. Аппликация«Украсим рубашку для дедушки белорусским орнаментом». Цель: воспитание интереса к произведениям белорусского декоративно-прикладного искусства.

Подвижная белорусская народная игра

«Иванка»

Цель: внимание, ловкость развитие силовой выносливости, внимания, укрепление опорно-двигательного аппарата

Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк».

Цель: формирование неприятия отрицательных моделей поведения (ложь, жадность и т.д.).

Подвижная молдавская народная игра

«Овцы и волк»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус, действовать по словесной инструкции.

Разучивание стихотворения

Галины Юсовой «Мы – друзья». Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений.

Пальчиковая игра «Дружат дети в нашей группе». Цель: развитие координации движений рук.

Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности.

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Третья неделя

Беседа «Наши добрые дела».

Цель: развитие у детей доброго отношения к окружающему миру и стремления совершать добрые поступки.

Подвижная русская народная игра«У медведя во бору»

Задачи: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Ситуативная беседа «16 ноября – День толерантности: история возникновения и особенности».

Цель: ознакомление с историей возникновения и проведения этого праздника.

Подвижная игра народов Севера«Ловля оленей»

Цель: развивать ловкость, внимание, смекалку, чувство товарищества, ориентировку в пространстве

НОД. Рисование «Украшение игрушки» (по мотивам филимоновской росписи).

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями народной росписи.

Пальчиковые игры «Апельсин», «Дружат дети в нашей группе».

Цель: развитие мелкой мускулатуры, точной и слаженной координации движений рук.

Подвижная татарская народная «Хлопушки»

Цель: развивать быстроту движений, внимание умение действовать со словами.

Чтение художественной литературы. Сказка народов ханты и манси «Береста, брусника и уголек». Цель: воспитание положительных моральных качеств; формирование неприятия отрицательных моделей поведения.

Подвижная украинская народная игра

«Волк и козлята»

Цель: упражняться в беге, умении быстро находить свой домик.

Театрализованная деятельность. Инсценировка сказки Ш. Перо «Красная Шапочка».

Цель: сплочение детского коллектива в поликультурной среде, формирование взаимопомощи, дружеского участия, умений работать в коллективе, достигать цели деятельности совместными усилиями.

Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности.

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Четвертая неделя

Беседа«История русской матрешки».

Цель: знакомство с историей русской матрешки.

Подвижная русская народная игра «Мороз-красный нос»

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Разучивание стихотворения Яны Дубенской «Мы разные». Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений.

Подвижная игра народов Севера«Каюр и собаки»

Цель: развивать ловкость, внимание, смекалку, чувство товарищества, ориентировку в пространстве

НОД. Коллаж «Нас много, и мы едины». Цель: формирование у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей; создание благоприятной психологической атмосферы в поликультурной среде детского сада.

Подвижная азербайджанская народная игра «День-ночь».

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности.

Чтение художественной литературы. Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Цель: воспитание положительных моральных качеств.

Подвижная татарская игра «Перехватчики»

Цель: развивать ловкость, внимание.

Подготовка продукта проекта: выставок детских творческих работ. Приглашение зрителей (родителей, воспитателей и детей из других групп). Рассматривание, анализ, обсуждение результатов работы по проекту.

Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности.

Взаимодействие с родителями.

Консультации для родителей на темы «Детская дружба», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Создание коллажа «Хоровод наций» из подручного материала. Создание макета с символами Белоруссии.

Пошив костюмов для кукол «Азербайджанка» и «Казашка»

Оценка результата (эффективность) проекта.

Эффективность проекта определяется с помощью оценки дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада. Такая оценка проводится с помощью педагогической диагностики детей дошкольного возраста по двум показателям:

1) сформированность этики межнационального общения;

2) сформированность представлений о дружбе.

Уровни сформированности – низкий, средний и высокий.

Уровеньсформированности этики межнационального общения (согласно исследованиям Э.Ю. Сусловой [Суслова, Э.Ю. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] /Э.Ю. Суслова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 82-91] определялся по 3 критериям:

1. Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях.

2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, национальности.

3. Позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

Диагностические методики.

Уровень сформированности этики межнационального общения определялся с помощью 2 методик, разработанных Э.Ю. Сусловой: «Сестренки» и «Угости конфетой».

Методика «Сестренки».

Процедура проведения. Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога по его началу.

Начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, открылась дверь группы и вошла заведующая детского сада с двумя девочками, которые были очень похожи на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась на украинском языке), другая, молча с любопытством рассматривала детей. Педагог сказала, что сестренок зовут Злата и Иванка. Недавно они переехали из Украины в Россию, и теперь будут ходить в этот детский сад. А дальше вот что произошло...». «Так что же произошло потом?».

Ребенку дается задание продолжить и окончить этот рассказ.

Каждый ребенок, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение и разное отношение к детям другой национальности.

Оценивание результатов.

Диагностические параметры представляли собой вышеуказанные критерии, которые оценивались по трехбалльной шкале (1 - 3).

«1» балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен.

«2» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.

«3» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.

Методика «Угости конфетой».

Процедура проведения. Для этой методики заранее были подготовлены 8 картинок с изображением мальчиков и девочек разных национальностей. Сначала мы познакомили детей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: «Вот украинские ребята –Тарас и Иванка, русские – Маша и Саша, татарские – Алис и Юзя, грузины – Армис и Сулия».

Затем педагог предлагала детям рассмотреть костюмы детей разных национальностей, выделить особенности в их цвете, узорах, украшениях и т.д.

Потом приступала к самой методике, давая каждому ребенку такую инструкцию и задание: «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке (10-12 штук), они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладости любят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их, всех)?».

Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» фиксировались на карточках, где был отражен характер действий каждого ребенка.

Оценивание результатов.

«1» балл – ребенок все конфеты оставляет себе.

«2» балла – ребенок угощает других «детей» 1-2 конфетами, не больше.

«3» балла – ребенок раздает все конфеты другим детям, а себе оставляет 1-2 конфеты.

Уровневые характеристики.

На основе выделенных критериев были определены уровни сформированности этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень этики межнационального общения: к данному уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Дети, находящиеся на данном уровне, умеют общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Они во всех ситуациях проявляют способность к сочувствию, угощают других детей конфетами, испытывают положительные эмоции и пользуются позитивной лексикой при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Средний уровень этики межнационального общения: к данному уровню причислены дети, которые обладают полными, существенными, конкретными знаниями о других нациях и народностях. Но, тем не менее, данные дети не всегда могут общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляют способность к сочувствию, угощают других детей 1-2 конфетами (не очень щедрые в их отношении), редко проявляют положительные эмоции и позитивную лексику при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Низкий уровеньэтики межнационального общения: на данном уровне находятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию они не проявляют, не хотят ничем делиться с другими детьми (не угощают никого из детей конфетами), позитивную лексику в общении с другими детьми не используют.

Уровни сформированности представлений о дружбе определялся по критериям и показателям, предложенным П.Г. Саморуковой [Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду; под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.].

Критерии и показатели сформированности представлений о дружбе у детей дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Полнота (объем)

Характеризует объем представлений ребенка, т.е меру соответствия представлений эталону: называет 4-5 характерных для дружбы признака (духовная близость, общность интересов, симпатия, доверие, взаимопомощь и др.).

Осознанность

Характеризует степень осмысленности и понимания усвоенного представления.

Ребенок приводит примеры проявления дружбы из литературы, мультфильмов, своего жизненного опыта.

Обобщенность

Характеризует выявление сущности дружеских взаимоотношений.

Доказательность

Характеризует умение доказывать и аргументировать свои ответы.

Активность

Характеризует умение оперировать собственными представлениями о дружбе в реальной жизни, когда в своем поведении и действиях ребенок проявляет дружеские отношения: симпатию, сочувствие, понимание, взаимопомощь.

Диагностические методики.

Методика диагностического изучения уровня сформированности представлений о дружбе у дошкольников включала беседу, игровую ситуацию, две экспериментальных ситуации и беседу по ним, проблемную ситуацию, рекомендованные Р.С. Буре [Буре Р.С. Дружные ребята: Программа по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре и др. - М.: Просвещение, 2015. - 141 с].

Для изучения полноты представлений детей о дружбе использовалась беседа.

Вопросы беседы:

1. Что такое дружба?

2. По каким признакам можно определить, что два человека дружат?

3. Если ты с кем-то дружишь, то что вы делаете вместе с другом?

4. С кем из детей твоей группы ты хотел(а) бы дружить и почему?

5. С кем бы не хотел(а) дружить, почему?

Оценивание результатов.

Низкий уровень – 1 балл – отсутствие представления (не может назвать ни одного признака дружбы, называет ошибочные признаки).

Средний уровень – 2 балла – фрагментарность представлений называет 1-2 признака.

Высокий уровень – 3 балла – полные представления в соответствии с эталоном.

Для изучения осознанности представлений детей о дружбе использовалась игровая ситуация «Помоги Незнайке».

Методика: воспитатель показывает ребенку куклу Незнайку и говорит, что ему дали задание вспомнить и привести примеры дружбы из сказок, стихотворений, рассказов, мультфильмов, своего опыта. Но Незнайка все забыл и ему нужна помощь. Воспитатель просит ребенка помочь Незнайке выполнить задание.  

Оценивание результатов.

Низкий уровень – 1 балл – не может привести ни одного примера.

Средний уровень – 2 балла – приводит 2-3 примера.

Высокий уровень – 3 балла – приводит 4-5 примеров.

Для изучения обобщенности представлений детей о дружбе использовалась экспериментальная ситуация «Два сердитых мальчика» и беседа.  

Методика: ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Проводится беседа по вопросам:

1.Как ты думаешь, эти мальчики друзья?

2.Как бы ты поступил, чтобы не случилось драки?

3.А если драка произошла, как это может отразиться на дружбе мальчиков?

4.Что делать, чтобы злость проходила, а дружба оставалась?

Оценивание результатов.

Низкий уровень – 1 балл – не может выявить сущность дружеских взаимоотношений.

Средний уровень – 2 балла – может выявить сущность только с помощью взрослого.

Высокий уровень – 3 балла – самостоятельно без посторонней помощи выявляет сущность дружеских взаимоотношений.

Для изучения доказательности представлений детей о дружбе использовалась проблемная ситуация.

Методика: воспитатель описывает ситуацию: два мальчика (две девочки) в группе вместе играют, рисуют, читают книги. Они очень хорошо относятся друг к другу, проявляют заботу, внимательность друг к другу и окружающим. Если один ребенок заболеет и не приходит в детский сад, то другой скучает, интересуется, скоро ли другой выздоровеет». Вопрос ребенку: Как ты думаешь, можно ли сказать, что эти мальчики (девочки) – друзья? Почему?

Оценивание результатов.

Низкий уровень – 1 балл – не может доказать и аргументировать свой ответ.

Средний уровень – 2 балла – частично может доказать и аргументировать свой ответ.

Высокий уровень – 3 балла – доказывает и аргументирует свой ответ.

Для изучения активности представлений детей о дружбе использовалась экспериментальная ситуация «Большие мальчики обижают девочку, которая является твоим другом. Она плачет. Ты: проходишь мимо; зовешь взрослого или маму;сам заступаешься за девочку и помогаешь разрешить конфликт».

Оценивание результатов.

Низкий уровень – 1 балл – отсутствие дружеских поступков и действий.

Средний уровень – 2 балла – ситуативное проявление дружеских отношений, замечаются нарушения правил дружбы.

Высокий уровень – 3 балла – постоянно проявляет дружеские отношения в разных видах деятельности.

Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый ребенок за выполнение всех диагностических заданий, – 15 баллов. Распределение детей по уровням сформированности представлений о дружбе производилось по следующей шкале:

- высокий уровень – 13-15 баллов;

- средний уровень – 8-12 баллов;

- низкий уровень – 7 баллов и меньше.

Уровневые характеристики.

Высокий уровень представлений о дружбе: ребенок имеет полные представления о дружбе, ее признаках и проявлениях, может привести достаточное количество примеров проявления дружеских отношений, самостоятельно выявляет сущность дружеских взаимоотношений, доказывает и аргументирует свой ответ. В действиях и поступках ребенка постоянно проявляются дружеские отношения. Он не нарушает правил дружбы.

Средний уровень представлений о дружбе: ребенок имеет фрагментарные представления о дружбе, ее признаках и проявлениях, может привести ограниченное количество примеров проявления дружеских отношений, может выявить сущность дружеских взаимоотношений с помощью взрослого, частично может доказать и аргументировать свой ответ. В действиях и поступках ребенка дружеские отношения проявляются ситуативно. Замечаются нарушения правил дружбы в поведении.

Низкий уровень представлений о дружбе: ребенок не знает, что такое дружба, не может назвать ее признаки, привести примеры проявления дружеских отношений, не может выявить сущность дружеских взаимоотношений, доказать и аргументировать свой ответ. В действиях и поступках ребенка нет проявлений дружеских отношений.

Теоретическая и практическая значимость проекта: обобщены исследования по проблеме создания дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общении. Проект может быть рекомендован для внедрения в практику работы воспитателей детских садов, специалистов в области системы дополнительного образования (летние лагеря, кружки, секции) в целях формирования этики межнационального общения и дружеских отношений у детей дошкольного возраста.

Риски проекта:

– существенное изменение ситуации детства во многих регионах (показатели здоровья, обездвиженность, сужение круга общения, свободы передвижения, тактильного опыта детей и т.п.), сопровождаемое качественным изменением многих психосоматических характеристик;

– профессиональная неготовность большинства педагогических коллективов к этим новым трудностям во взаимодействии с воспитанниками и их родителями;

– повышение требовательности родителей к педагогам.

Материально-техническое оснащение.

Игровая комната.

Детская площадка для прогулок или спортзал (проведение народных подвижных игр).

Интерактивная доска.

Компьютер (ноутбук).

Аудиоплеер. Записи спокойной музыки.

Материалы для продуктивных видов деятельности (рисования, аппликации): бумага (цветная и белая), картон синего цвета, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, ножницы, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки и т.д.

Наглядный материал: матрешки, образцы орнаментов разных народов; филимоновские и дымковские игрушки; фотографии, рисунки с изображением рубашек, салфеток, полотенец, вышитых белорусским орнаментом, иллюстрации с изображением мужчин в белорусском национальном костюме.

Раздаточный материал и оборудование: трафареты узора «оленьи рога», крупа; бумажные силуэты филимоновских игрушек; силуэты рубашки, вырезанных из белой бумаги, полоски из красной цветной бумаги, вырезанные квадраты красной бумаги.


Используемая литература

  1. Суслова Э.Ю. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] /Э.Ю. Суслова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 82-91
  2. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду; под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
  3. Буре Р.С. Дружные ребята: Программа по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре и др. - М.: Просвещение, 2015. - 141 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Мастер-класс для детей средней группы по теме: "Планета Земля - самая красивая, самая любимая"

Данные материалы могут быть полезны воспитателям при организации совместной деятельности с детьми по теме: "Космос"....

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...

Проект для детей средней группы. Тема: «Украсим планету цветами».

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать!  На сегодняшний момент актуальной задачей перед человеком  стоит вопрос о ...

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы. "ВОЛШЕБНАЯ КНИГА Зимы." для детей средней группы.

Новогодний сценарий для детей среднего возраста с интересными персонажами, которые живут в волшебной книге Зимы....