Проект "Масленица"
проект (старшая, подготовительная группа)

Митина Александра Андреевна
Краткосрочный проект. Совершенствование представлений дошкольников о традиционных праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa1.docx75.33 КБ

Предварительный просмотр:

проект

«Совершенствование представлений дошкольников  

о традиционном празднике»

 

Паспорт проекта:

Наименование проекта

Масленица

Авторы проекта

Тема

Масленичная неделя

«Совершенствование представлений дошкольников о традиционном празднике Масленица»

Вид проекта

Социально - познавательный

Участники проекта

дети средней и старшей группы,

физкультурный руководитель,

музыкальный руководитель,

воспитатели,

родители.

Срок проекта

недельный

Анализ внешней среды.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа.

Анализ внутренней среды.

Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы. Привлечение родителей к выпечки блинов,  подготовка к

Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей.

Цель проекта:

•        Знакомство детей с народным праздником Масленица;

Задачи:

  • Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций  и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
  • Учить бережно относится  к народным традициям и обычаям.
  • Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
  • Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
  • Обогатить духовный мир;
  • Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
  • Формирование у детей начал национального самосознания.

Ожидаемые результаты проекта:

•        Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

•        Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

•        Повышение познавательного интереса к родной истории.

Для воспитателей: 

  • работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в написании сценария по воплощению проекта.
  • презентация «Масленичная неделя»;
  • организовать праздник  для детей  по данной теме. 
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание песен, частушек, танца для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

Для детей:

-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-иметь представление о значении праздника в жизни человека;

-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.

Для родителей:

- участие родителей в изготовлении  атрибутов для развлечений;

- участие родителей в приготовлении блинов;

-показ презентации «Масленица»

Этапы проекта

1)Подготовительный этап:

  • Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.
  • Провести начальный опрос детей.

2)Деятельный этап:

  • Коммуникативная деятельность
  • Восприятие художественной литературы
  • Музыкально-художественная деятельность
  • Восприятие произведений изобразительного искусства
  • Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  • Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
  • Развитие двигательной деятельности
  • Игровая и познавательная деятельность
  • Работа с родителями

3) Заключительный этап:

Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Этапы реализации проекта

Этапы

Виды деятельности

Формы работы

1 этап

- Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.

- Провести начальный опрос детей.

2 этап

Коммуникативная деятельность

Беседа на тему «Праздник Масленица».

Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.

Беседа «Как отмечать Масленицу».

Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре.

Музыкально-художественная деятельность

Слушание русских народных песен

Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Восприятие художественной литературы

Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек.

Восприятие произведений изобразительного искусства

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”.

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.

Познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность

Изготовление чучела Масленицы.                                                                                         Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений.

Продуктивная деятельность

Рисование «Ах блины, до чего вкусны».

Цель: Совершенствовать технику рисования красками; обогащать знания детей о народном празднике.

Лепка «Масленица».

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Аппликация «Забава-свистулька».

Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие.

Ручной труд «Куклы мотанки».

Цель: Вызвать интерес к русской народной кукле.

Развитие двигательной деятельности

Физкультурный досуг «Широкая Масленица».

Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память.

Подвижные и хороводные игры.

Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

Игровая и познавательная деятельность

Развлечение в музыкальном зале и на улице

Цель: Углубить представления детей о народных традициях.

Работа с родителями

Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».

Участие родителей в изготовлении  атрибутов для развлечений.

Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

3 этап

Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Формы работы

Оценка результатов проекта

Для выявления результатов по вопросу по формированию знаний детей о русском традиционном празднике была проведена диагностика в начале работы над проектом  и по ее окончанию.  

Для выявления знаний были подготовлены вопросы, которые мы представили в таблице.

Вопрос

Начало проекта

Конец проекта

Какие народные праздники вы знаете?

Какие русские народные игры ты знаешь?

Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу?

Какое блюдо готовят на масленицу?

Какие картины о масленице знаете?

Результаты знаний представлены в диаграмме

1. Имеют представления о народных праздниках.

2. Имеют представления о народных играх.

3. Используют  устное народное творчество в повседневной жизни.

4. Владеют знаниями масленичной кухни.

5. Владеют знаниями о творчестве художников.

Отчет о реализации проекта.

Особое место в нашем  проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.  Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Гори, гори ясно», «Звонарь», «Заря», «Ручеек»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», « Бой с подушками», «Снежки», «Катание на санках».

  В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, заучивают стихотворения, колядки, заклички.

  При работе над проектом, у детей произошли  позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам.  Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным  традициям, играм и обрядовым праздникам.    

  Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными фактами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.