Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенка повышается уровень работоспособности головного мозга, следовательно, при двигательных упражнениях работают не пальцы, а сам головной мозг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как средство развития связной речи детей раннего возраста

Возраст ребенка от 2 до 4 лет, является наиболее ответственным периодом в жизни человека, когда устанавливаются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период жизни, взрослые должны принимать активное участие в их становлении, использовав определённые формы общения в совместной деятельности с малышом. Немаловажное значение имеют игры, которые и помогают ребенку изучать окружающий мир. Для развития ребенка, раннего возраста, полезны пальчиковые игры. Во-первых, они простые и веселые, во- вторых принесут огромную пользу, развивая мелкую моторику рук и знакомя. его с новыми ощущениями. Педагоги и психологи давно доказали, что развитие рук ребенка, его мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи. Чтобы познавать что-то новое, малыш прикасается к предмету пальчиками. Именно так он знакомится с понятиями «мягко» и «твердо», «тепло» и «холодно».

У ребенка языковое развитие нельзя отделить от его моторного развития. Такие знаменитые ученые как В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский доказали, что движения руки тесно связаны с речью. Ведь работая над развитием мелкой и общей моторики, позволит ускорить речевое развитие, улучшить качество речи, увеличить словарный запас. М.М. Кольцова говорила, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией.

Важным элементом общественной жизни людей является речь. Речь – это форма общения людей между собой посредством языка, условие жизни человеческого общества, средство воздействия на сознание человека, выработки мировоззрения, формирования вкусов и норм поведения, a также удовлетворения потребностей в общении между людьми. Именно она является фундаментальной основой умственной деятельности человека. По мнению С.Л. Рубинштейна, связная речь – это такой отрезок, который имеет большую протяженность и разделяется в особенности на самостоятельные элементы и полное смысловое высказывание. Он отмечает, что связная речь строится на умении раскрывать мысль в связном речевом построении. Именно связная речь обладает систематичным и последовательным характером изложения и включает в себя такие признаки, как логичность, последовательность и грамматическую правильность.

В своих исследованиях М.М. Кольцова пришла к заключению, что развитие речевых областей происходит под воздействием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Для формирования связной речи важно развивать мелкую моторику рук с самого детства. Именно мелкая моторика рук является важным элементом взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Центры, которые отвечают за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг к другу в головном мозге человека.

Развитию мелкой моторики уделяется большое внимание почти с самого рождения ребенка. По мнению И.М. Сеченова, правильные движения рук детей не передаются по наследству, а формируются в процессе обучения и воспитания, как окончательный результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в течение активной взаимосвязи с окружающим миром.

Мария Монтессори, итальянский врач, создатель педагогической системы, которая основана на идее свободного воспитания, писала, что каждое движение ребёнка – это ещё одна из складочек в коре больших полушарий головного мозга. Различные тренировки в обычной жизни играют важную роль для развития детей. Упражнения для развития пальцев рук является значительным общетонизирующим фактором для коры головного мозга. По мнению Монтессори, при помощи различных упражнений, которые развивают мелкую моторику рук, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Поэтому мелкая моторика рук взаимосвязана и с тем, на сколько самостоятелен ребенок в окружающей его среде, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного – это очень важно и для становления личности человека в целом.

Для развития мелкой моторики рук необходимо как можно чаще проводить пальчиковую гимнастику у детей дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Главенствующей целью пальчиковой гимнастики является умение у ребенка переключать внимание, совершенствование координации и мелкой моторики рук, что непосредственно оказывает воздействие на умственные способности ребенка. Во время того, когда ребенок повторяет стихотворение и одновременно осуществляет движения пальцами, у него образуется правильное звукопроизношение, совершенствуется умение быстро и четко говорить, улучшается память, повышается согласование движения и речи.

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенка повышается уровень работоспособности головного мозга, следовательно, при двигательных упражнениях работают не пальцы, а сам головной мозг.

Мелкая моторика напрямую связана с речевыми способностями ребенка. Двигательные и речевые центры связаны друг с другом в головном мозге, и при двигательных упражнениях пальцев и кистей рук происходит переход от двигательного центра на речевые центры головного мозга, что приводит к быстрому увеличению работоспособности речевых зон. У детей, которых есть нарушения в речевом развитии, наблюдаются малоподвижные пальчики, также движения пальчиков неточны и мало согласованны. Из этого следует, что таким деткам обязательно проводить пальчиковую гимнастику для того, чтобы стимулировать развитие речи.

При систематическом проведении пальчиковой гимнастики у детей с умственной отсталостью происходит стимуляция деятельности речевых зон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность в целом. Во время выполнения пальчиковой гимнастики дети проговаривают короткие стихотворные строчки, тем самым речь становится более четкой, яркой и ритмичной.

Еще на протяжении многих веков наши предки создавали замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко и художественно. Эта традиция также продолжается в современной педагогике. Многочисленное количество авторов разрабатывают упражнения для пальчиковой гимнастики (М. С. Воронцова, И. Светлова, Л. Павлова, В. В. Цвынтарный и др.).

О пальчиковой гимнастики можно говорить как о глобальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму и развить координацию. Использование пальчиковой гимнастики является универсальным средством для всего организма ребенка в целом.

Список литературы

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках – Дефектология, 1987. – №6. – 32 с.

2.Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС. - 2002 - 256 с.

3.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973. – 122 с.

4.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М.М. Кольцова.М.: Педагогика, 1973.- 144с.

5.Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.: Питер, 2015. – 713 с.

7.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: Издательство ЭКСМО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Сторителлинг – как средство развития связной речи детей раннего дошкольного возраста.

Использование "Кубиков истории", как направление сторителлинга, в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...