Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»
материал (старшая группа)

Свиркова Ирина Евгеньевна

Перспективное планирование по теме:

«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

г.Кингисеппа

Перспективное планирование по теме:

«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа» (старшая группа)

Сентябрь: «Дары осени»

Форма организации работы с детьми

Цель

1 Рассматривание иллюстраций, картин, презентации на тему: «Уборка урожая в поле» (в прошлые века, в настоящее время).

2.ООД «Собираем урожай», «Зернышко ржи».

3. Д/и «Осенний стол», «Четвертый лишний», «Назови овощи и фрукты», «Узнай на вкус».

4. Х/и «Дударь», «Вейся, вейся капуста», «Во саду ли во городе».

5. Чтение РНС «Сума, дай ума», «Мужик и медведь»

6. Трудовая деятельность (на прогулке): сбор ржи (обмолачивание, укладывание в копну), сбор урожая овощей, сбор семян в цветнике, уборка сухой ботвы с грядок.

7. Сюжетно-ролевая игра «Комбайнеры».

8. ООД  «Корзинка для овощей» (конструирование).

9. Выставка поделок «Дары осени».

- Уточнить названия, отличительные признаки и качества овощей, фруктов, ягод. Систематизировать знания об использовании овощей, фруктов и ягод в пищу, о заготовке овощей, фруктов и ягод. 

- Подвести детей к пониманию того, что осень - это время созревания плодов и сбора урожая; воспитывать уважение к труду человека на огороде, к умению добиваться результата. Знакомство с инструментами для уборки ржи.

- Формировать умение классифицировать овощи и фрукты; расширять знания детей о наличии витаминов в овощах и фруктах. Формировать представления об их полезности.            

- Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями и обычаями, с разными формами фольклора.

- Воспитывать уважительное отношение к труду.

-Знакомить детей с правилами сбора и хранения урожая, семян цветов. Формировать навыки коллективного труда.

-  Формировать у детей активный интерес к сельскохозяйственным профессиям.

- Формировать умение конструировать из бумаги, проявляя творчество.                                                                                                                -Расширять представления детей о дарах осени; формирование творческих умений через изготовление поделок, композиций из природного материала.

Октябрь: «Горькая работа-зато сладок хлеб»

1.Беседа (презентация) «Как растили хлеб на Руси».

2. Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

3. ООД «Хлеб – всему голова».

4. Опытно – экспериментальная деятельность: «Превращение зерна в муку».

5. Д/и «Мельница»; «Что сначала, что потом», «Что из какой муки испекли?».

6. ООД «Испекли мы каравай» (лепка из соленого теста).

7. Чтение художественной литературы Я. Аким «Хлеб»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба».

8. Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

9. Экскурсия в краеведческий музей.

10. Синквейн «Хлеб».

-Знакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

-Формировать представление о процессе производства хлеба.

- Формировать представления детей о процессе выращивания хлеба в настоящее время.

- Знакомить с принципом работы ручной мельницы и способом получения муки из зерна с её помощью.

- Систематизировать и закреплять представления о последовательности выращивания хлеба.

-  Формировать представление детей о свойствах соленого теста, сформировать знания детей о процессе приготовления соленого тесто.

- Расширять знания о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

- Расширять и обогащать словарный запас детей.

- Приобщать к культурным ценностям родного края и истории народа.

- Продолжать формировать умение составлять синквейн.

Ноябрь: «Изба русская»

1. Беседа. Презентация «Русская изба».

2. Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна).

3.Беседа и экскурсия в краеведческий музей:

 «Домашняя утварь», «Как стирали наши бабушки».

4. ООД «Не печь кормит, а руки».

5.Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику»,

 «Укрась избу узором».

6. ТРИЗ. «Загадки о предметах русского быта».

7. СРИ «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

8. Коллективный труд «Порядок в избе».

-Дать представления о жизни, быте и труде русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

- Продолжать закреплять название частей дома через конструирование.                                                                                                                                            

-Знакомить детей с предметами старинного русского быта, их историей и назначением (печь, ухват, кочерга, коромысло, корыто, колода, люлька и т.д).

- Обобщить представления о русской печке; расширять словарный запас.

- Формировать умение составлять узор из мелких декоративных элементов.

- Расширять и обогащать словарный запас детей.

 - Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» самостоятельно сюжет игры, объединяться в игре.

- Формировать навыки трудовой деятельности, умения работать вместе сообща.

Декабрь: «Каша-кормилица наша!»

1. ООД «Русская каша-сила наша!»          

                         

2.  Д/и «Угадай крупу на ощупь». «Богатырская каша».

3. Игровая ситуация «Варим кашу».

4. Чтение РНС «Каша из топора», «Лиса и журавль».

5. Презентация «Кухонная утварь».

6. ООД Лепка из глины: «Посуда» (для макета избы)

(горшки, кувшинчики, сковородки, чугунки, тарелки)

7. Игровая ситуация «Накрываем на стол».

8. ООД (рисование с использованием аппликация из жатой бумаги) «Горшочек каши».

- Познакомить с блюдами русской кухни, расширять представления о крупах, кашах, их полезных свойствах.

- Способствовать развитию тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, мышления, памяти, речи.

-Знакомить с процессом приготовления каши; закрепить знания о крупах и названии каш.

- Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями.

- Знакомить детей с кухонной утварью русского народа: ухват, чугунок, крынка, сито, самовар.

- Формировать умение использовать в лепке приёмы раскатывания шара, вдавливание, вытягивание боковых стенок.

- Формировать умение самостоятельно накрывать на стол, приучать детей к хозяйственно-бытовому труду.

-Закрепить знания о крупах и названии каш.

Январь-февраль: «Играем и трудимся»

1. Беседа (презентация): «Чем играли наши бабушки и дедушки?»  «Из чего делали игрушки?»

2. ООД «Путешествие в прошлое игрушки».      

3. Изготовление кукол: стригушки (из стеблей ржи), из платка, из полена.

4. Д/и «Узнай игрушку по описанию», «Собери матрёшку», «Подбери узор к игрушке». «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Угадай на ощупь».

5. Беседа. Презентация «Ремесла и труд на Руси».

6. Лепка из глины «Свистулька».

7. ООД «Зимние посиделки девочек» (Откуда нитки к нам пришли»).

8. ООД «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».

9. Беседа «Превращение клубка».

 

10. Просмотр видео «Как получается шерстяная нить»

11. Встреча с интересными людьми «Моя бабушка вяжет варежки».

12.Труд «Вяжем кукле поясок», «Уздечка для лошадки».

13. Беседа (презентация) «Игрушки мальчиков: мечи, ножи, копья, кинжалы».

14. Д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай ремесло».

15. Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.).

16. Конструирование из бумаги: «Прялки и мечи».

17. ЧХЛ: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

 - Дать представление о народной игрушке, народных промыслах, воспитывать интерес к народному творчеству.                                                    

-Знакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки.

- Познакомить с процессом изготовления  куклы; способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

- Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

- Закреплять знания детей о разных видах труда в прошлом.

- Продолжать учить детей лепить фигуру птички по народным мотивам.

- Продолжать формировать знания детей о животных, которые дают натуральный продукт –шерсть. Познакомить с веретеном.

- Познакомить с историей прялки, показать значение прялки в русском крестьянском быте, ее в работе.

- Расширять знания детей о том, какие изделия можно связать из шерстяных ниток.

- Познакомить детей с получением шерстяных нитей промышленным способом.

 - Познакомить детей с техникой вязания на спицах.

- Познакомить детей с крючком, с историей вязания крючком, инструментами, материалами и приспособлениями, техникой вязания «цепочка».

-Дать представления об игрушках для мальчиков.

- Закреплять знания о ремеслах и инструментах, используемых в работе.

- Формировать умения выполнять простейшие действия с куклой, обогащение словаря детей.

- Формировать умение конструирование из бумаги способом оригами. 

- Расширить знания о людях разных профессий.

Март-апрель: «К нам пришла весна-красна»

1 ООД: «Посадка лука и чеснока».

2.  Д\и «Из какого семени плод?», «Узнай на вкус» «Найди овощ по описанию».

3.Выращивание рассады (помидоры, перец).

4. Беседа «Почему растут растения».

5. Загадки об овощах.

6. Создание «Огорода» на окне».

7. Ведение дневника наблюдения за ростом растений.

8. ООД «Прилет птиц».

9. Лепка «Жаворонки» (соленое тесто).

10. СРИ «Птичий двор».

11. ООД «Весенние работы».

12. Экспериментальная деятельность «растение - земля».

13. Посадка луковичных растений на клумбу, рассады на участке детского сада (помидор, перец, бархатцы)

14. Посев льна, укропа, петрушки, моркови, салата, свеклы, кабачков. Уход за рассадой.

15. ЧХЛ: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,

К. И. Чуковского «Огород».

16. Х/и «Ручеек».

17. ООД «Светлая Пасха», «Почему мы красим яйца».

18. Изготовление пасхальных кукол «Зайчик на пальчик», «Подставка для яиц».

19. Пасхальные игры: «Битки», «Катание яиц», «Катись, катись, яичко».

- Закрепить знания детей о процессе посадки лука и чеснока.

- Закрепление представлений об овощах, совершенствуя умение сравнивать по внешним признакам, группировать.

- Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

- Закрепить знания о том, что  необходимо для роста растений.

- Закрепить знания о характерных признаках овощей.

- Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Формировать умение наблюдать изменения в развитии растений и графически изображать.

- Познакомить детей с календарным обычаем встречи прилета птиц.  Дать представление о народном празднике прихода весны.    

 -Закреплять умение изготавливать из теста птиц (жаворонков).

- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

- Уточнять и расширять представления детей о весенних видах работ людей в поле, в огороде, в саду.

- Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая).

- Продолжать формировать умение перекапать землю под посадки и высаживать рассаду на огороде и в цветнике.

- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте; формировать умение подготавливать бороздки, ямки для посева и посадки.  Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.

- Продолжать формировать представления детей о том, что растет в огороде; закреплять представление об овощах.

-Приобщать детей к русской народной культуре через игры и обряды.

- Формировать представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.                                                                                              

- Знакомить с традициями русского народа через рукотворный труд.

- Познакомить детей с играми, проводимыми на Пасху.

Май: «Домашние животные»

1.ООД «Домашние животные».

2. Д/и «Узнай по описанию», «Кто что ест», «Кто как кричит».

3. ООД «Изгородь из лозы».

4.  ООД «Лепка животных» (для макета избы).

5. ООД «Как животные помогают человеку».

6. Беседа. Презентация «Уход за домашними животными».

7. Встреча с интересными людьми: плотник - «Забор для животных».

8. Труд. Изготовление колодца.

9. ЧХЛ: А. Фет «Кот поет, глаза прищурив», В. Левин «Сундук», РНС «Как старуха нашла лапоть».

10. Разучивание русской народной песни «Уж как я свою коровушку люблю».

- Обогащать представления детей о домашних животных и их детенышах.                       - Закреплять знания детей о домашних животных, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

- познакомить  детей с техникой работы лозоплетения.

- продолжать формировать умение лепить из целого куска, после предварительного обследования натуры.

- продолжать формировать представлений о домашних животных и их пользе для людей.

-закреплять знания детей о способах ухода за домашними животными, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

- Познакомить детей с плотницкими инструментами: топор, лобзик, стамеска, пила.

- Формирование умения конструирования по образцу из веток, развитие пространственного мышления.

-Расширять знания домашних животных.

- Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Летний период (июнь-август):  «Хоть и летняя пора, а мы трудимся всегда»

1.Наблюдения за ростом и развитием растений.

2.  Уход за огородом и цветником; расчистка огорода от мусора, полив клумб, грядок.

3. ООД «Сенокос»

4.Заготавливаем траву для животных.

5. Экскурсия «В гости к пони».

6.Плетение коврика из скошенной травы.

7. Наблюдение за огородом.

8. Беседа: «Что необходимо растениям для роста и развития».

9. Разучивание пословиц, потешек.

10. Урожай летнего стола.

-Формировать представление детей о том, что растения– живые, они растут и изменяются.

- Формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду, развивать трудовые навыки.                                                            

 -Уточнять представления о сенокосе, формировать умение ворошить граблями скошенную траву, сгребать, копновать.

- Воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их.

- Знакомить с образом жизни животного, повадками, строением, кормлением, уходом за лошадьми.

- Научить детей технике полотняного плетения.

-Развивать умение детей различать огородные растения, определять их название, выделять отличительные особенности внешнего вида; вызвать чувство уважения к труду людей по выращиванию овощей.

-Обобщать и выявлять необходимые условия для роста и развития растений. Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. 

- Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора.

-  Вовлечь детей в практическую деятельность по уборке летнего урожая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

ПРОЕКТ «Шаг в большой мир…» (Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с социумом микрорайона)

Данный проект направлен на организацию работы по воспитанию любви к родному микрорайону, городу и развитию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические...

культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа

статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине....