Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
статья (средняя группа)

Карпушина Светлана Сергеевна

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.

Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению экологического образования.

Второе условие - наличие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добродомова Елена Сергеевна, воспитатель

Карпушина Светлана Сергеевна, воспитатель

МБОУ Начальная школа-детский сад 8

Россия, город Белгород

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.

Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению экологического образования.

Второе условие - наличие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

Так же для формирования экологических представлений необходимы программно - методическое обеспечение педагогического процесса; личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения экологических знаний и умений; организация наблюдений на природе; вовлечение родителей в работу по экологическому воспитанию.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к

окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

− оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

− формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.).

Методы экологического воспитания построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов. Мы знакомим своих воспитанников с природой, используя для этого:
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультимедийных презентаций.
Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные, очень яркие представления о природе.
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты.
С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя, таким образом, свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов.
Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что природа — это одно из важнейших средств воспитания детей. Окружающий нас мир привлекает детей своей разнообразностью и яркостью. В момент наблюдения ребенок включает разные органы чувств, т. е. происходит активизация начальных моментов познания-восприятия и ощущения. Формирование экологических представлений в дошкольном возрасте способствует развитию мышления, расширению представлений о мире, овладению родовидовыми, временными, пространственными и причинно-следственными отношениями, позволяющие объединить отдельные представления в общую картину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....