Тема: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей»
занимательные факты

Тюгаева Светлана Викторовна

В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение взаимодействия детского сада и семьи для   полноценного развития ребенка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenpie.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей»

Тюгаева Светлана Викторовна

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №68 «Ромашка»

Г. НИЖНЕВАРТОВСК

В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение взаимодействия детского сада и семьи для   полноценного развития ребенка».

Тема взаимоотношений детского сада и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных.

Ведь именно семья является первой социальной средой, в которой начинают закладываться основы  личностных качеств ребёнка, именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру и к окружающим его взрослым. 

Именно семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно – личностную связь, единство с родными. Семья сильна, прежде всего, эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для ребёнка. 

Приоритет семьи в воспитании ребёнка провозглашен и зафиксирован в нормативных документах:

  1. Декларация прав ребёнка.
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка. 
  1. Отдельные права детей и обязанности родителей были закреплены в Конституции Российской Федерации, в Гражданском и Семейном кодексах. Был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  2.  Право – ребенка дошкольника на образование конкретизируется в ст.44 Закона «Об образовании». 

Во всех этих документах чётко обозначена, новая по сравнению с предшествующими временами позиция: «Родители являются полноправными участниками образовательного процесса».

В соответствии с ФГОС, особое внимание следует уделять поддержке родителей и вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был окружён атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Основной целью организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребёнка является выработка единых взглядов детского сада и семьи на воспитание и развитие детей, создание эмоционального комфорта, условий для интересной и содержательной жизни ребенка в детском саду и дома. Организация взаимодействия ДОУ и семьи для развития основных способностей детей, общения со сверстниками и взрослыми, что обеспечит полноценное личностное развитие детей, подготовку детей к школе.

  Для того, чтобы родители могли    создать развивающее пространство в семье, им необходимы педагогические знания.  Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, выписывающие периодические издания; некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Поэтому важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Основной целью работы нашего детского сада по организации взаимодействия с семьями воспитанников является:

  • создание условий для ситуативно-делового, личностно - ориентированного взаимодействия на основе общего дела, способствующего повышению психолого-педагогической культуры родителей.

В  детском саду   реализуется модель  взаимодействия с семьями воспитанников,  которая условно состоит из трех блоков и осуществляется через использование  разнообразных  форм и методов.

  • Информационно-аналитический блок  предполагает:
  • сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их состава, образовательного и материального уровня, социального статуса, характера взаимоотношений в семье; а также выявление социального заказа семьи на образовательные услуги.
  • данный блок также включает информирование родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, о деятельности ДОУ.
  • Второй блок  -  практический 
  • Включает в себя работу по организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

  С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком.  

  • Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности   мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Работа по данной модели позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива по взаимодействию  с семьями воспитанников как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

Сегодня мы познакомим Вас с активными формами взаимодействия детского сада и семьи, которые успешно используются  нашими педагогами  в работе с родителями.

 «Педагогическая гостиная»

Особое внимание при взаимодействии семьями воспитанников уделяем   родителям детей раннего возраста.

Раннее детство – это период интенсивного физического и психического развития детей. По темпам развития, овладения навыками и умениями ранний возраст не имеет себе равных во всей последующей жизни человека.   И в это время рядом с малышом находятся самые близкие люди в его жизни - родители. Но часто родители, в силу возраста, образования, недостаточно компетентны в вопросах воспитания и развития детей.

Анализируя социальный паспорт групп раннего возраста, мы отмечаем, что большинство семей - это молодые  родители до 30 лет, со средним и высшим образованием, имеющих одного ребенка, т.е. это семьи,  не имеющие опыта воспитания детей. Поэтому, одним из актуальных вопросов является повышение педагогической компетентности родителей по проблемам воспитания и развития детей. Для этого в нашем детском саду   мы организовали педагогическую гостиную «Давайте знакомиться».

Целью данной педагогической гостиной является:

  • Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ, его сотрудниками;
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
  • Выработка единых, наиболее целесообразных методов воспитания детей;
  • Создание условий для повышения педагогической  культуры родителей.

Для определения тематики встреч был проведен опрос родителей. 92% родителей высказались за существование предложенной педагогической гостиной, но лишь 8% родителей смогли сформулировать  интересующие их вопросы, что еще раз подтвердило  их недостаточную педагогическую просвещенность по вопросам развития детей раннего возраста.

Поэтому тематику встреч в педагогической гостиной мы определили с учетом актуальных вопросов в воспитании детей раннего возраста.

Заседания педагогической гостиной организуем по следующему алгоритму:

1. Организация дискуссии:

Встречи с родителями в педагогической гостиной стараемся организовать, используя активные методы взаимодействия. Вначале встречи предлагаем родителям высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, поделиться опытом воспитания ребенка в семье, выделить проблемы, которые волнуют родителей.  Для того, чтобы подвести родителей к диалогу, задаем им наводящие вопросы.

2. Информационная часть:

Специалистами ДОУ, воспитателями дается краткая познавательная информация для родителей, в которой даются сведения о значении рассматриваемого вопроса для развития детей.

3. Организуется видеопоказ работы педагогов с детьми по обсуждаемой теме, с пояснением используемых тех или иных приемов.

4. Организация педагогического практикума:

Педагогами проводятся обучающие игры и упражнения с родителями, показываются способы привлечения детей к тому или иному виду деятельности на основе игры, ближе к концу года предлагается проведение игр вместе с детьми в группах под руководством воспитателя, самостоятельные игры.

При проведении  встречи с родителями по  организации рационального питания в семье родителям предлагается  дегустационный стол, рецепты блюд, которые можно готовить для детей в домашних условиях,  даются рекомендации по воспитанию культуры поведения за столом. 

5. Организуются выставки дидактических игр, пособий, которые можно сделать в домашних условиях и использовать в играх с детьми для их развития.  

6. Предлагаем родителям  педагогическую литературу  по обсуждаемым темам.

Таким образом, в процессе общения   родителей и педагогов ДОУ, происходит знакомство родителей со специалистами ДОУ, самим детским садом, повышается интерес и активность  родителей к воспитанию своих детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Клуб «Будущий первоклассник»

Для обеспечения высокого уровня подготовки детей к школе в детском саду успешно используется такая форма работы как родительский клуб «Будущий первоклассник».

Основной задачей при взаимодействии педагогов и родителей по вопросам подготовки детей к школе является выработка единых подходов,   способствующих высокому уровню подготовки детей к школе.

На  заседаниях  родительского клуба мы используем:

  1.  Активные формы с родителями: психологические тренинги, решение педагогических ситуаций, ситуативные и ролевые игры.
  2.  Организуем беседы с родителями, где родители делятся своим опытом.
  3.  С родителями проводим обучение играм, которые они могут использовать в домашних условиях для развития детей.
  4. Предлагаем родителям различные выставки пособий, педагогической, художественной литературы, нестандартные игры для развития мелкой и общей моторики. После проведения заседаний   клуба, родителям предлагаем различные памятки: «Что должен знать ребенок при поступлении в школу», «Как определить готовность ребенка к школе», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу».
  5.  К участию в заседаниях клуба приглашаем учителей близлежащих школ, которые рекламируют свое образовательное учреждение, что помогает родителям определиться с выбором школы.

Результаты работы родительского клуба показывают, что повысился интерес родителей к проблеме подготовки детей к школе. Родители стали понимать важность и необходимость взаимодействия детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к школьному обучению.

Традиция «Встречи с интересными людьми»

Одной из форм взаимодействия детского сада и родителей является групповая традиция «Встречи с интересными людьми». Традиционные встречи с участием родителей мы   проводим, начиная со средней группы.  

 

Традиция «Встречи с интересными людьми» помогают решать целый ряд важных задач:

-привлекать  родителей к активному  участию  в образовательном процессе;

-формировать у детей представления о   трудовой деятельности;

-показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

-демонстрировать   разнообразие интересов каждого человека;

-способствует накоплению и обогащению эмоционально-чувственного опыта детей, формированию коммуникативных навыков в процессе общения с приглашенными взрослыми.

 

Организация работы с родителями по проведению традиции «Встреча с интересными людьми»

 Первый этап работы. 

На родительском собрании рассказываем родителям о традиции, объясняем, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей, и предлагаем родителям заполнить анкету и ответить на вопрос:

« Что интересного Вы могли бы рассказать детям, если Вас пригласят в вашу группу на данную встречу?».

Получив информацию от родителей, намечаем  примерный план встреч

Второй этап - это подготовка мероприятия. Она предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой с взрослым.

Предварительную работу со взрослыми:

  • обговариваем план выступления, чтобы помочь оформить рассказ с учетом возраста детей; подсказываем, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить;
  • предлагаем вариант возможного выполнения совместной деятельности (например, исполнение песни и т.д.);
  • подготавливаем необходимые технические средства. 

Проводим предварительную работу с детьми:

  • заинтересовываем детей предстоящей встречей;
  • проводим предварительную беседу, подготавливаем детей к предстоящей встрече (что интересного можно узнать, какие вопросы задать и т.п.);

 Заключительный третий этап работы - проведение встречи.

Совместные праздники

Одной из активных форм взаимодействия детского сада и семьи являются праздники.

Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно  проходит на праздниках. Причина кроется в самой атмосфере этих мероприятий, ни к чему не обязывающей родителей, но наполненной радостью и весельем.

К сожалению, в настоящее время, часто праздники в детских садах являются своеобразным отчётом перед  взрослыми.

Зал детского сада, в котором проходят праздники, условно поделён на две части – исполнителей и зрителей: дети – исполнители развлекают себя и родителей. Даже в том случае, если музыкальный руководитель привлекает родителей к  играм, танцам, пению, общую направленность праздников можно охарактеризовать, как развлечение родителей силами детей и сотрудников.

Эффективной формой общения детей с родителями в нашем детском саду являются традиционные праздники с изменённой организацией и содержанием, переведённые из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.

Основное значение таких совместных праздников состоит в том, что в процессе их подготовки и проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, происходит обогащение духовно- нравственного мира воспитанников нашего ДОУ.

Изменив организацию и содержание традиционных праздников, на совместных праздниках дети располагаются непосредственно рядом с родителями, а родители из разряда пассивных зрителей переходят в разряд активных участников.

Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требует от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.  При проведении таких совместных праздников в ДОУ, родители начинают понимать простую истину: какими вырастут их  дети, зависит от отданного им времени, качества общения с  детьми.

Праздники в ДОУ мы используем и как средство повышения педагогической культуры родителей. А для этого нам необходимо помнить, что на празднике:

  • Встречаются и общаются дети и родители;
  • Ребенок получает социальный опыт общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
  • Родители могут увидеть своего ребенка на фоне других детей, соотнести свои действия   с действиями других родителей;
  • Родителям предоставляется возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком.

Основные требования к содержанию праздников, их организации и проведению:

  • Содержание праздника должно включать работу с детьми по вопросам воспитания и развития, что позволяет сформировать у родителей представление о необходимости  всестороннего развития ребенка;
  • Транслировать родителям такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществлять  в домашних условиях;
  • Включать в содержание праздника игровые задания для детей и их родителей;
  • Можно использовать соревновательный  командный характер выполнения  заданий на празднике (но только между командами детей и командой взрослых);
  • Исключить на празднике назидания и нравоучения в адрес родителей и детей;
  • Хвалить детей и их родителей, поощрять даже за малейшее достижение.

Так, например, ежегодно в детском саду, проводится праздник «Осенины». К этому празднику готовятся все: сотрудники ДОУ, дети и родители.

Дома дети совместно с родителями изготавливают поделки из природного материала для украшения зала, придумывают им названия и сочиняют про них истории. Готовят совместные рисунки к выставке рисунков «Осенние фантазии», выполняют домашнее задание – подбирают пословицы, загадки на заданную тему. Доброй традицией в нашем ДОУ в преддверии праздника «Осенины» стало проведение осенней ярмарки «Дары осени», где родители являются активными участниками.

При проведении ярмарки организуются конкурсы: «Лучшее оформление стола», «Лучший осенний букет», «Лучший зазывала на ярмарке» и т.д. на ярмарке родители каждой группы защищают стол своей группы, проявляя фантазию и творчество, совместно с детьми участвуют в исполнении фольклорных песен, частушек.

При проведении самого праздника, родители совместно с ведущими, организуют веселые познавательные конкурсы, эстафеты, соревнуются с детьми в подвижных и народных играх, проводят дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Собери урожай: фрукты и овощи». Родители привлекаются к исполнению ролей в утренниках. Так, на празднике «Осенины» мама из подготовительной группы играла роль почтальона Печкина.

Следует отметить, что, начиная проводить праздники в ДОУ по- новому, мы сталкивались с определенными трудностями:

  • Не все родители посещали праздники, это огорчало детей, которые видели возле других детей родителей;
  • Низкая активность родителей на праздниках (участие в проведении игр), приходилось уговаривать;
  • Культура поведения самих родителей (сотовые телефоны, фотоаппараты);
  • Родители не считали нужным нарядно одеваться на праздник (приходили без обуви) и др.

Для привлечения родителей к такого рода праздникам, повышению их педагогической культуры проводили индивидуальные беседы, совместно с детьми к каждому празднику готовим пригласительные билеты с указанием имени, отчества родителя, готовим памятки, где ненавязчиво напоминаем родителям о внешнем виде.

После того, как мы изменили подходы к организации праздников, многое изменилось в лучшую сторону - изменилось отношение детей к праздникам. Близость с родными «снимает» сценическое напряжение.  Вселяет уверенность детей в своих силах.  Способствует сопереживанию всему происходящему, так как стало возможным обмениваться мнением с родителями.

Для выявления уровня удовлетворенности родителей взаимодействием   с детским садом, в ДОУ осуществляется мониторинг.

В блоке мониторинга «Психологический климат ДОУ», наряду с выявлением психологического климата коллектива образовательного учреждения, психологического климата в коллективе воспитанников, ежегодно мы выявляем степень удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми нашим детским садом, формами взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....

Статья на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни детей и взрослых.

Статья на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни детей и взрослых....

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...